в Google+ Мы в Google+ История создания УТ-1 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

20.01.2013

История создания УТ-1

учебно-тренировочный-первый

Принятие на вооружение скоростно­го и довольно сложного в пилоти­ровании истребителя И-16 потре­бовало создания учебно-тренировочной машины для подготовки и поддержа­ния летных навыков его пилотов. Конечно для этого вполне годился и сам И -16 или его двухместная учебная модификация УТИ-2, но дело в том, что боевые самоле­ты, а также спарки на их базе, оснащен­ные мощными и весьма «прожорливыми» двигателями, слишком дороги как в про­изводстве, так и в эксплуатации. За каж­дый час полета они расходуют сотни литров топлива, да и ресурс моторов «сго­рает» довольно быстро.


Зная об этой проблеме, авиаконструктор А.С. Яковлев весной 1935 года решил раз­работать простой и дешевый учебный само­лет, который будет максимально похожим по технике пилотирования на И-16 и ста­нет как бы переходной ступенью между ним и тихоходным бипланом У-2, предназна­ченным для начального обучения пилотов.

Самолет, названный АИР-14, являлся аэ­родинамическим аналогом И-16 - он был миниатюрным свободнонесущим низкопла- ном с открытой кабиной, а в качестве сило­вой установки Яковлев выбрал мотор М-11, тот самый, что стоял на У-2. И хотя его мощ­ность составляла всего 100 л.с., конструктор надеялся, что за счет высокого аэродинами­ческого совершенства АИР-14 сможет вы­полнять весь комплекс фигур высшего пи­лотажа. Лишь в одном Яковлев сознательно отошел от повторения схемы И -16 — для облегчения и упрощения конструкции шас­си АИР-14 было сделано неубирающимся.

Разработка технической документа­ции и постройка прототипа заняли все­го несколько месяцев, и в конце 1935 года АИР-14 под управлением Юлиана Пионтковского совершил свой первый полет. За­тем его опробовали другие пилоты. Пона­чалу все шло нормально: самолет показал хорошие летные данные, особенно впе­чатляла скорость, необычайно высокая для машины со столь маломощным мото­ром.
А.С. Яковлев возле самолета АИР-18 - наиболее
совершенной, но не пошедшей в серию
 модификации УТ-1 с французским мотором Renualt,
убирающимся шасси и закрытой кабиной, лето 1937 года.

Но двадцатый полет закончился ката­строфой: летчик Кириллов сорвался в што­пор и не смог из него выйти... Отчасти в этом была и вина конструктора. В своем стрем­лении сделать АИР-14 предельно схожим с И-16 Яковлев слегка «перестарался» - ма­шина, предназначенная не только для опыт­ных пилотов, но и для новичков, оказалась излишне строгой в управлении. На втором прототипе ошибку исправили: центровку сместили вперед, благодаря чему самолет стал более устойчивым, снизился риск по­падания в штопор при потере скорости и пе­ретягивании ручки.
Первый экземпляр самолета АИР-14,
разбившийся в 1936 году. Обратите внимание
на кольцевой выхлопной коллектор, охватывающий
 капот снаружи, который внешне отличал
этот самолет от серийных УТ-1.

В начале мая 1936 года второй экзем­пляр АИР-14 передали на государственные испытания в НИИ ВВС. Более четырех меся­цев его «гоняли» на всех режимах, особен­но придирчиво оценивались штопорные ха­рактеристики, а однажды Пионтковский, проверяя надежность шасси, совершил за день 305 взлетов и посадок! Но в кон­це сентября «мытарства» успешно завер­шились. Испытательная комиссия подписа­ла акт, в котором говорилось, что АИР-14 признан годным для принятия на снабже­ние ВВС. Самолету присвоили военное обо­значение УТ-1 (учебно-тренировочный - первый) и рекомендовали начать серийное производство на ленинградском авиазаво­де № 47.

В 1937 году первые серийные маши­ны стали поступать в строевые части, аэ­роклубы и летные школы, а всего в 1937- 1939 годах построено 1240 УТ-1.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск