в Google+ Мы в Google+ История создания АНТ-5 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

09.02.2013

История создания АНТ-5

ант 5

Становление советской авиации в 1920-е годы шло под аккомпане­мент бурной дискуссии между сто­ронниками «традиционного» деревянного и зарождающегося металлического само­летостроения. У каждой из сторон в этой дискуссии были веские аргументы.

«Деревянщики» упирали на то, что са­молеты из древесины проще и дешев­ле металлических, их выпуск не требу­ет сложного станочного оборудования и большого количества электроэнергии. Производство же «крылатого металла» - дюралюминия или дюраля, напротив, очень энергозатратно. Кроме того, стро­ительство самолетов из дерева позволя­ло эффективно задействовать огромные лесные ресурсы нашей страны.
Павел Осипович Сухой
Авиаконструктор Павел Осипович
Сухой в форме офицера российской
 армии, дореволюционный снимок

Со своей стороны «металлисты» ак­центировали внимание на гораздо боль­шей долговечности дюралевых кон­струкций, их стойкости к атмосферным воздействиям и неподверженности гни­ению. А главным доводом, который в ко­нечном итоге оказался решающим, стала более высокая удельная прочность из­делий из алюминиевых сплавов по срав­нению с деревянными. Иными словами, дюралевая деталь при равной прочности с аналогичной деревянной деталью бу­дет значительно легче.

Наиболее ярким представителем ме­таллического направления в советской авиации был начальник отдела опыт­ного самолетостроения Центрально­го аэрогидродинамического институ­та (ЦАГИ) А.Н. Туполев, который собрал в своем отделе команду талантливых единомышленников. Многие из них впо­следствии сами стали выдающимися авиаконструкторами.

На фоне полемики между «деревян­щиками» и «металлистами» в 1925 году руководство ВВС выдвинуло требова­ние разработать новый истребитель, призванный заменить состоявшие тог­да на вооружении импортные машины. Поскольку финальная точка в дискуссии еще не была поставлена, решили начать проектирование сразу двух истребите­лей - деревянного и металлического, а потом сравнить полученные образцы.

За создание деревянного истребите­ля взялся авиаконструктор Николай Ни­колаевич Поликарпов. У него получил­ся вполне удачный самолет И-3, который был принят на вооружение и несколько лет эксплуатировался в советских ВВС.

Металлической машиной, естествен­но, занялся коллектив Туполева. В нем сформировали бригаду во главе с инже­нером Павлом Осиповичем Сухим, ко­торый стал непосредственным автором проекта, хотя по принятым тогда в ЦАГИ правилам будущий самолет получил обозначение АНТ-5 (АНТ - Андрей Нико­лаевич Туполев).
самолёт ант 5
Первый прототип АНТ-5. Эта фотография хорошо демонстрирует его внешние отличия от серийных И-4: «приплюснутый» кок винта, отсутствие обтекателей головок цилиндров на капоте и руль направления без рогового аэродинамического компенсатора. Самолет не окрашен, на нем нет каких-либо эмблем, бортовых номеров и даже опознавательных знаков. Спицовка колес закрыта съемными алюминиевыми дисками.
В таком виде эта машина летом и осенью 1927 года проходила заводские испытания, а затем — испытания в НИИ ВВС.
2 февраля 1926 года Управление ВВС заключило с ЦАГИ договор о проектиро­вании и постройке опытного образца ис­требителя, целиком состоящего из ме­талла. В качестве силовой установки выбрали французский мотор воздушного охлаждения Gnome-Rhone Jupiter. В даль­нейшем его планировалось выпускать в СССР по лицензии.

В конце того же года в мастерских ЦАГИ началась постройка прототипа, а в августе 1927-го года АНТ-5 вышел на заводские испытания. 10 августа лет­чик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух самолет, ставший пер­вым в СССР и одним из первых в мире ис­требителем цельнометаллической кон­струкции. 25 сентября заводской этап испытаний успешно завершился, за ним последовали испытания в НИИ ВВС, по итогам которых 17 ноября вышел при­каз о принятии АНТ-5 на вооружение под военным обозначением И-4.
самолёт ант 5

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск