«Деревянщики» упирали на то, что самолеты из древесины проще и дешевле металлических, их выпуск не требует сложного станочного оборудования и большого количества электроэнергии. Производство же «крылатого металла» - дюралюминия или дюраля, напротив, очень энергозатратно. Кроме того, строительство самолетов из дерева позволяло эффективно задействовать огромные лесные ресурсы нашей страны.
Авиаконструктор Павел Осипович Сухой в форме офицера российской армии, дореволюционный снимок |
Наиболее ярким представителем металлического направления в советской авиации был начальник отдела опытного самолетостроения Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) А.Н. Туполев, который собрал в своем отделе команду талантливых единомышленников. Многие из них впоследствии сами стали выдающимися авиаконструкторами.
На фоне полемики между «деревянщиками» и «металлистами» в 1925 году руководство ВВС выдвинуло требование разработать новый истребитель, призванный заменить состоявшие тогда на вооружении импортные машины. Поскольку финальная точка в дискуссии еще не была поставлена, решили начать проектирование сразу двух истребителей - деревянного и металлического, а потом сравнить полученные образцы.
За создание деревянного истребителя взялся авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. У него получился вполне удачный самолет И-3, который был принят на вооружение и несколько лет эксплуатировался в советских ВВС.
Металлической машиной, естественно, занялся коллектив Туполева. В нем сформировали бригаду во главе с инженером Павлом Осиповичем Сухим, который стал непосредственным автором проекта, хотя по принятым тогда в ЦАГИ правилам будущий самолет получил обозначение АНТ-5 (АНТ - Андрей Николаевич Туполев).
В конце того же года в мастерских ЦАГИ началась постройка прототипа, а в августе 1927-го года АНТ-5 вышел на заводские испытания. 10 августа летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух самолет, ставший первым в СССР и одним из первых в мире истребителем цельнометаллической конструкции. 25 сентября заводской этап испытаний успешно завершился, за ним последовали испытания в НИИ ВВС, по итогам которых 17 ноября вышел приказ о принятии АНТ-5 на вооружение под военным обозначением И-4.
Комментариев нет:
Отправить комментарий