в Google+ Мы в Google+ История создания И-1 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

07.02.2013

История создания И-1

И 1

По окончании гражданской войны ВВС Красной Армии пребывали в плачевном состоянии. Из 1200 военных самолетов, имевшихся у Совет­ской России в начале 1918 года, к концу 1921 -го осталось всего около 300 безна­дежно устаревших и изрядно потрепанных машин. Остальные погибли в боях, раз­бились в авариях или были списаны из-за износа.

Хуже всего обстояли дела с истре­бителями. В РККА насчитывалось лишь несколько десятков старых бипланов Nieuport и SPAD французского образца, которые в самой Франции были давно сняты с вооружения, поскольку их летные данные перестали отвечать требованиям времени. Численность истребительной авиации требовалось срочно увеличить в несколько раз, насытив ее современны­ми машинами, однако малочисленным российским авиазаводам, страдавшим от нехватки оборудования и квалифи­цированных кадров, такая задача была явно Не под силу.

Оставался единственный выход - прибегнуть к иностранным закупкам. В 1922 году в Голландии и Великобрита­нии приобрели около 200 истребителей Fokker D.VII и Martinsyde F.4, а в 1924 к ним добавились 126 более новых Fokker D.XI.

Между тем руководство ВВС пре­красно понимало, насколько невыгодна и опасна зависимость от импорта в деле строительства военной авиации. Ведь за самолеты и запчасти к ним приходи­лось платить золотом, которого было крайне мало в разоренной многолетней «смутой» России. Кроме того, в случае новой войны или обострения междуна­родных отношений импортные поставки могли в любой момент прерваться.
Н.Н. Поликарпов
Группа участников разработки истребителя ИЛ-400 (И-1).
В центре возле стола — авиаконструктор Н.Н. Поликарпов.
Справа от него с карандашом в руке — заведующий
производством Московского авиазавода № 1 И.М. Косткин.

Поэтому уже в 1922 году, одновре­менно с решением о ввозе истребителей из-за границы, было приняты и другие постановления - о развитии авиацион­ных заводов и начале проектирования собственных боевых самолетов. Конеч­но, гораздо дешевле и проще было бы скопировать какой-нибудь более-менее достойный иностранный образец, одна­ко советское военное командование уже тогда стремилось к обладанию боевой техникой, не только равной лучшим зарубежным аналогам, но и превосходящей их. Такую технику можно делать только самостоятельно.

В Марте 1923 года конструкторский отдел Главного управления авиационных заводов (Главкоавиа) приступил к соз­данию первого советского истребителя. Бригаду разработчиков возглавил Нико­лай Николаевич Поликарпов, а его бли­жайшим помощником стал заведующий производством 1-го московского госу­дарственного авиазавода (ГАЗ № 1) Иван Михайлович Косткин.

Проектируемый самолет получил ин­декс ИЛ-400, хотя авиаконструктор Ильюшин не имел к нему никакого отно­шения (да и авиаконструктором он стал лишь спустя полтора десятилетия). Дело в том, что аббревиатура «ИЛ» в данном случае имела совсем другую расшифров­ку - «Истребитель с мотором «Либерти», а цифра «400» означала мощность этой силовой установки.

Американский двигатель «Либерти» (Liberty) считался в начале 1920-х годов одним из лучших в мире. СССР закупал такие моторы по импорту. Собствен­ное авиамоторостроение у нас находи­лось в зачаточном состоянии, поэтому российские инженеры, трезво оценивая свои возможности, понимали, что в бли­жайшие годы ничего лучшего они раз­работать не смогут. Пришлось пойти по пути копирования - советский аналог «Либерти» был в 1924 году запущен в се­рийное производство на московском за­воде «Икар» под обозначением М-5. Под него и создавался перспективный истре­битель, а на опытные образцы ставили моторы, купленные в США.

ИЛ-400 был поистине революционной машиной. В те времена во всех странах истребители представляли собой расчалочные бипланы или монопланы-парасоли, однако Поликарпов задумал своего «первенца» как свободнонесущий низкоплан. Отсутствие второго крыла, а также межкрыльевых стоек, расчалок и подко­сов обещало дать значительный выи­грыш в аэродинамике, а значит, и в ско­рости. До ИЛ-400 был создан лишь один такой самолет - немецкий истребитель Junkers D.I, построенный небольшой се­рией в конце 1918 года, а всеобщее рас­пространение монопланная схема полу­чила только в середине 1930-х. Проектирование и постройка прото­типа ИЛ-400 шли ударными темпами, буквально днем и ночью, благодаря чему уже в начале августа 1923 года сверкаю­щий свежей краской истребитель с нео­бычными формами выкатили из сбороч­ного цеха авиазавода № 1.
и 1

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск