в Google+ Мы в Google+ История создания Як-11 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

17.03.2013

История создания Як-11

История создания Як 11

В 1944 году А.С. Яковлев предложил ос­настить истребитель Як-3 звездообраз­ным мотором воздушного охлаждения АШ-82ФН - гораздо более мощным, чем изначально стоявший на этой машине дви­гатель ВК-105. Самолет, которому присво­или индекс Як-ЗУ («улучшенный»), полу­чился в целом удачным, но его испытания завершились в июне 1945 года, когда Вели­кая Отечественная война уже закончилась и потребность в таком истребителе отпала. Серийно он не строился.

Тогда Яковлев решил переделать ма­шину в двухместный учебно-трениро- вочный истребитель, установив на него облегченный мотор AШ-21. Этот семи - цилиндровый однорядный мотор пред­ставлял собой как бы «половину» че­тырнадцатицилиндрового двухрядного АШ-82ФН. Мощность AШ-21 была вдвое меньшей, чем у АШ-82ФН, но для учеб­ного самолета она считалась вполне до­статочной. Также вдвое меньшим был и расход горючего. К 1945 году АШ-21 прошел 100-часовые ресурсные испы­тания, был признан вполне надежным и принят на снабжение ВВС.

Прототип учебно-тренировочного истребителя Як 3УТИ
Прототип учебно-тренировочного истребителя Як-3УТИ. От серийных Як-11 он отличался убирающимся хвостовым колесом. Снимок сделан в 1946 году.

Необходимость в новой учебной ма­шине объяснялась тем, что в годы вой­ны основным самолетом в летных школах оставался давно устаревший биплан У-2 (По-2) и почти такой же старый УТИ-4 - двухместный вариант истребителя И-16. Эти самолеты не позволяли осуществлять полноценную подготовку пилотов совре­менных скоростных машин, поэтому вы­пускников летных школ приходилось доучивать в так называемых ЗАПах - за­пасных авиаполках, где бывшие курсанты осваивали новую технику на двух­местных вывозных истребителях Як-7В, Як-9В и Ла-7УТИ.

Такая двухступенчатая система серьез­но замедляла учебный процесс, к тому же использование в качестве летающих тре­нажеров двухместных вариантов боевых истребителей обходилась слишком до­рого. Облегченный и упрощенный двух­местный вариант Як-3 как нельзя лучше подходил для «продвинутой» подготовки в летных школах, позволяя их выпускни­кам сразу, минуя ЗАПы, садиться в кабины боевых машин.
Як-11 из музея ОКБ имени А.С. Яковлева на выставке советской авиатехники в Тушино. Сейчас эта машина экспонируется в красногорском Музее истории техники Вадима Задорожного.
Уже к осени 1945 года проект тако­го самолета под обозначением Як-3УТИ («учебно-тренировочный истребитель») был готов. Прототип построили доволь­но быстро, поскольку основные его фраг­менты (хвостовая часть фюзеляжа, крыло, оперение и шасси) взяли от обычного се­рийного Як-3. 10 ноября летчик Г.С. Климушкин совершил на нем первый полет. Заводские испытания завершились успеш­но, а в начале 1946 года самолет был представлен на Государственные испыта­ния, которыми руководил прославленный летчик П.М. Стефановский. Он дал высо­кую оценку машине, и в том же году ее за­пустили в серийное производство на са­ратовском авиазаводе № 292 под новым обозначением Як-11.

Потребность в «летающей учебной пар­те» была столь велика, что вскоре к ее производству подключили ленинградский авиазавод № 272. В 1946 году успели сдать военной приемке первые 29 серий­ных экземпляров, а всего до 1955 года, когда постройка самолета завершилась, в СССР было выпущено 3459 Як-11, из них 1753 - в Ленинграде и 1706 - в Саратове. Пик серийного производства пришелся на 1948 год, когда из завод­ских цехов вышло около 1000 учебных истребителей.
Як 11


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск