в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Як-11 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

17.03.2013

Эксплуатация Як-11

Як 11 закладывает эффектный вираж
Як-11 закладывает эффектный вираж. Этот весьма удачный учебный истребитель дал «путевку в небо» тысячам советских военных летчиков, а также многим их коллегам из стран Варшавского Договора и целого ряда других государств.
В начале 1947 года первые Як-11 по­ступили в Каминское военно-авиа­ционное училище, а затем и в дру­гие летные учебные заведения. Итоги первого года использования нового са­молета подвел Главком ВВС П.А. Верши­нин в своем письме в Министерство ави­ационной промышленности, в котором в частности говорилось: «Практика экс­плуатации Як-11 показала, что по техни­ке пилотирования самолет прост, в полете устойчив, управление рулями свободное, механизмы управления самолетом рабо­тают хорошо. Положение летчика в кабине удобное, обзор хороший. Трудностей в ос­воении летным составом не представляет. Мотор АШ-21 в работе надежный и эко­номичный. Моторесурс в 100 часов вы­рабатывается полностью без снижения мощности.
Основным недостатком самоле­та являются большие длины разбе­га и взлетной дистанции из-за малой мощности мотора, а также малая вер­тикальная скорость... В процессе эксплу­атации самолета в частях ВВС выявлен ряд конструктивных и производствен­ных дефектов, устранение которых сде­лало бы самолет не просто хорошим, а идеальным».

В общем, самолет получил весь­ма позитивную оценку, а относительно небольшая скороподъемность и протя­женная взлетная дистанция были неиз­бежным следствием малой мощности двигателя по сравнению с истребите­лями. Между тем в сравнении с ино­странными учебно-спортивными са­молетами тех времен летные данные Як-11 можно считать выдающими­ся. Это доказывает целый ряд установ­ленных на нем официальных мировых авиационных рекордов в классе С-1 d (самолеты взлетной массой от 1750 кг до 3000 кг).
шеренга Як 11
шеренга Як-11 на одном из советских полевых аэродромов, снимок 1957 года
Первый из них установил 28 авгу­ста 1950 года летчик Я.Д. Форостен- ко, показавший на дистанции 500 км среднюю скорость 441,2 км/ч. Че­рез год он же увеличил этот показа­тель до 471,3 км/ч, а Н.М. Голованов установил рекорд скорости на дистан­ции 1 000 км - 442,3 км/ч. В 1 953 году П.И. Захудалин побил мировой ре­корд на дистанции 2000 км по зам­кнутому маршруту, который он прео­долел со средней скоростью 360 км/ч.
самый разноцветный камуфляж из всех, какие когда- либо носил Як 11
На этом снимке представлен, пожалуй, самый разноцветный камуфляж из всех, какие когда- либо носил Як-11. Данный самолет с разбитым фонарем является экспонатом музея иракских ВВС, захваченным и сфотографированным американцами в 2003 году. Сложно сказать, является ли его окраска реальной, или это всего лишь плод фантазии музейных работников.
Последнее рекордное достиже­ние Як-11 зарегистрировано в сентя­бре 1954 года, когда летчик И.С. Чер­нов без посадки пролетел по прямой 1990,183 км.

Помимо военных летных училищ Як-11 в 1950-е годы активно использо­вались в аэроклубах ДОСААФ как спортивно-пилотажные машины. Разумеет­ся, вооружение и стрелковые прицелы на этих самолетах отсутствовали.

Як-11 прослужили в советских ВВС в качестве самолетов для углублен­ной летной и стрелковой подготовки до 1963 года, когда их окончательно сменили реактивные УТС. В аэроклубах они служили дольше - примерно до на­чала 1970-х.
Як 11 китайских ВВС
Як-11 китайских ВВС в яркой декоративной раскраске, выставленный в экспозиции пекинского музея авиации. Очевидно, что эта машина ранее участвовала в различных авиационных праздниках и воздушных парадах.
Як-11 и его чешская копия С-11 ак­тивно поставлялись на экспорт. Первым, а в дальнейшем самым крупным экс­плуатантом Як-11 и С-11 за пределами СССР и Чехословакии стала Польша.

В 1949 году туда поступили из Союза первые 12 машин, а всего до 1956 года ВВС ПНР получили 100 Як-11 и 92 С-11.

Следующими стали наши «дальнево­сточные братья» - КНР и КНДР причем северокорейцы даже применяли Як-11 в качестве легких ночных бомбардиров­щиков в ходе войны на Корейском по­луострове. По некоторым данным, они в дополнение к бомбовым подвескам оснащали их подкрыльевыми пусковыми установками для реактивных снарядов.

В 1952 году 10 советских Яков по­ступили в Чехословакию, но в дальней­шем чехословацкие ВВС комплектова­лись учебными машинами собственного производства.

В 1953 году начались поставки в Вен­грию и ГДР. В Венгрию в общем счете были отправлены 64 машины, из них 49 советских и 1 5 чешских, а в Вос­точную Германию — 99. Восточногер­манским Як-11 довелось слегка поуча­ствовать в «военных действиях» — они несколько раз взлетали на перехват раз­ведывательных аэростатов, залетавших в воздушное пространство республики со стороны ФРГ.

Единственной капиталистической страной Европы, закупившей С-11, была Австрия, которая в 1955 году приобрела четыре машины,причем они стали первыми самолетами в воз­рожденных после войны австрийских ВВС.
Як 11 в полете
Як-11 в полете, снимок из кабины другого Яка. Самолет имеет стандартную для машин, выпущенных после 1948 года, светло-серую окраску с крупным желтым тактическим номером в красной окантовке. Однако отсутствие звезд на бортах фюзеляжа нетипично
Кроме того. Як-11 /С-11 поставля­лись в Болгарию, Румынию, Монго­лию, Албанию, Алжир, Сирию, Египет, Йемен, Ирак и Афганистан. Дольше всех они прослужили в Монголии - там их списали в 1985 году. А наи­более насыщенная событиями служ­ба выпала на долю египетских машин. В 1956 году Египет получил из Че­хословакии 35 С-11, а в 1 960 году приобрел еще 20, что сделало эту страну крупнейшим импортером са­молетов данного типа за пределами

Европы. Правда, к 1 960 году пять ма­шин из первой поставки уже разбились в авариях.

В 1962 году египетским С-11 при­шлось вступить в бой. В Йемене нача­лась гражданская война между сто­ронниками и противниками монархии, в которой Египет поддержал антимо­нархистов. Хотя египетские ВВС обла­дали современными реактивными бое­выми самолетами, отсутствие в Йемене аэродромов с твердым покрытием за­ставило отказаться от их применения.
специалисты осматривают египетский Як 11
израильские военные и гражданские специалисты осматривают египетский Як-11, который в январе 1964 года из-за потери ориентировки приземлился на израильском аэродроме Хатцор. По другим данным, его пилот Махмуд Аббас Хилми дезертировал из-за несогласия с политикой своего правительства
В качестве штурмовиков и бомбар­дировщиков туда были отправлены 20 С-11. Конечно, один пулемет и две легкие бомбы нельзя назвать серьезным оружием, но против полупартизанских отрядов йеменских монархистов и этого оказалось достаточно. Чешские учебные машины наносили удары по назем­ным целям вплоть до того момента, ког­да с помощью египетских специалистов в Йемене построили несколько бетон­ных взлетных полос, а на них перебро­сили истребители МиГ -17 и бомбарди­ровщики Ил-28. В ходе боевых вылетов несколько С-11 были сбиты огнем стрелкового оружия.

До наших дней в России сохранилось два экземпляра Як-11, один из которых стоит в экспозиции Музея техники Ва­дима Задорожного, а второй - в Монинском авиационном музее. На Западе количество уцелевших самолетов гораз­до больше, есть среди них и летающие образцы, но большинство из них под­верглось различным переделкам, зача­стую серьезно изменявшим их первона­чальный облик.
Аэродромные регламентные работы на Як 11
Аэродромные регламентные работы на Як-11 польских ВВС. На снимке хорошо видно, как открывались капоты у этих машин для осмотра двигателей и сопутствующих агрегатов.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск