в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Як-15 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

07.03.2013

Эксплуатация Як-15

Истребитель Як-17 строевого авиаполка ВВС СССР, снимок предположительно сделан в 1949 году
При проектировании Як-15 А.С. Яков­лев сознательно пошел на компро­мисс. Установка ТРД на поршневой ис­требитель не сулила радикального роста летных данных. Самолет с прямым кры­лом сравнительно толстого профиля апри­ори не мог развить околозвуковой скоро­сти, зато первый реактивный Як сохранил присущую поршневым истребителям Яковлева простоту пилотирования. Нео­бычный облик машины, лишенный при­вычного для летчиков винта, компенсиро­вали знакомая по Як-3 кабина и схожее с поршневым истребителем поведение в полете.

Вне всяких сомнений Як-15 очень об­легчил переход летчиков с поршневых са­молетов на реактивные. Неслучайно, что военные рассматривали Як-15 скорее не как боевой истребитель, а как учебно­тренировочный самолет. С другой сторо­ны, переоценивать значение Яка даже как учебного не стоит. В силу «прожорливо­сти» реактивного движка и малой емкости топливных баков полет продолжительно­стью в 20-25 минут уже считался длитель­ным. За 20 минут строевой летчик спосо­бен выполнить лишь несложное задание в ближней к аэродрому зоне. Полноцен­ного обучения на боевое применение на самолете с такой продолжительностью полета организовать невозможно. Умест­но напомнить, что главным критическим аргументом в отношении великолепно­го почти во всех отношениях МиГ-29 яв­ляется малая продолжительность поле­та - в строевых частях обычно около часа, то есть в пять раз больше, чем у Як-15.
Пилотажная пятерка истребителей Як-15, верхние поверхности самолетов окрашены в красный цвет
В числе первых, а возможно и пер­вым, Як-15 в августе 1946 года получил отдельный учебно-тренировочный полк

I -го учебно-методического центра пере­учивания летного состава, дислоциро­ванный недалеко от железнодорожной станции Сейма (ныне город Володарск) Горьковской области. Перед полком была поставлена задача принять участие в воз­душном параде 7 ноября на реактивной технике. Переучивание на Як-15 и МиГ-9, а также и подготовка к параду, велись на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Воздуш­ный парад 7 ноября 1946 года не состоял­ся из-за сильного дождя, но летчики и са­молеты были готовы. На аэродром Сейма

II самолетов Як-15 перелетели из Жуков­ского в декабре 1946 года с одной проме­жуточной посадкой для дозаправки - это был первый в СССР дальний (относитель­но!) групповой перелет реактивных са­молетов. В январе на базе учебно-мето- дического центра началось переучивание строевых летчиков на реактивную технику.

Впервые реактивные самолеты в боль­шом количестве продемонстрировали на параде 1 мая 1947 года - в нем приня­ло участие 50 Як-15.

Изначально выполнять пилотаж на ре­активных истребителях было запрещено, но неспособный выполнять пилотаж са­молет-истребитель является нонсенсом. Официально высший пилотаж на реактив­ном истребителе впервые в СССР выпол­нил 25 февраля 1947 года летчик-испыта­тель П.М. Стефановский, но есть данные, что первым был летчик учебно-методи­ческого центра М. Уницкий. Характерно, что оба летчика для первых полетов на пи­лотаж выбрали Як-15 как самый простой в пилотировании реактивный истребитель. На параде 1947 года в Тушине был пока­зан групповой пилотаж трех Як-15. На па­радах в Тушине 1948 и 1949 годов груп­повой пилотаж демонстрировала пятерка Як-15 - в 1948 году ведущим пятерки ис­требителей был генерал (впоследствии маршал авиации) Е.Я. Савицкий.

Первые реактивные истребители Яков­лева в 1947-1948 годах поступили на во­оружение ряда истребительных авиа­ционных полков ВВС и ПВО, в том числе 28-го гвардейского, 72-го, 196-го, 472-го и 521 -го. В ряде полков Як-15 эксплуа­тировались вместе с Як-17. С вооруже­ния Як-15 и Як-17 сняли в начале 1950-х годов. Спарки Як-17УТИ продержались в строю несколько больше - до начала массовых поставок учебно-тренировочно- го истребителя МиГ-15. Истребители Як-15 не экспортиро­вались, но Як-17 получили ВВС Болга­рии и Польши, а Як-17УТИ поставлялись в Болгарию, Польшу, Румынию, Чехосло­вакию и Китай. В Польше Як-17УТИ лета­ли до 1960 года. С вооружения ВВС Бол­гарии, Чехословакии и Румынии Як-17 сняли в середине 1950-х годов. В Китае на Як-17УТИ в течение нескольких лет го­товили летчиков для МиГ-15.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск