в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Су-9 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

12.03.2013

Эксплуатация Су-9

Перехватчик Су-9 строевого авиаполка ПВО
Перехватчик Су-9 строевого авиаполка ПВО, 1970-е годы. К началу 1980-х годов Су-9 как авиационный комплекс перехвата воздушных целей устарел, на смену Су-9 пришли более со­вершенные перехватчики Су-15 и МиГ-23П
Первые перехватчики Су-9 поступи­ли в 1959 году в дислоцированный в Саваспейке Центр боевого приме­нения и переподготовки летного состава авиации ПВО. Первым строевым полком, получившим новую технику, стал 813-й ИАП ПВО. Полк базировался в новосибир­ском аэропорту Толмачева, в непосред­ственной близости от завода-изготовителя, Близость завода облегчала освоение новой машины, а освоение шло очень непросто. Причиной тому послужило совпа­дение многих факторов. Как раз в этот период Н.С Хрущев начал проводить реорганизацию армии и промышлен­ности. Вооруженные силы подвер­глись сокращению, в ходе которого авиация (и ВВС, и ПВО) потеряла мно­го опытных летчиков. В промышленно­сти на смену министерствам пришли совнархозы, то есть сборкой перехват­чиков стали пытаться управлять «на ме­сте» не самые авторитетные в данном деле люди. Вдобавок практически одно­временно на вооружение начали посту­пать сразу два самолета (Су-7 и Су-9) молодого суховского КБ, не обременного опытом сопровождения эксплуа­тации «изделий» в войсках. Между тем по своим летным данным и по технике пилотирования Су-9 резко отличался от МиГ-17ПФ и даже от МиГ-19.


Командование войск ПВО устано­вило для летчиков, переучивавшихся на Су-9, высокую планку: квалифика­ция не ниже 2-го класса. Поступление перехватчиков в строевые полки носило массовый характер. Только за 1959 год 150 самолетов поступило в авиапол­ки ПВО, дислоцированные на запад­ных (Озерное, Стрый, Барановичи), северных (Килп-Ярв) и южных (Красноводск, Карши) рубежах Советского Со­юза. Именно с этих направлений грани­цы СССР в 1950-е годы периодически нарушали самолеты-разведчики США - U-2 и RB-57. К середине 1 960-х годов Су-9 состояли на вооружении 30 ави­ационных полков ПВО, на вооружение ВВС Су-9 никогда не поступали, а также никуда не экспортировались. До появ­ления МиГ-25П перехватчик Су-9 оста­вался самым скоростным и высотным советским истребителем ПВО. Процесс замены Су-9 более совершенными пе­рехватчиками (Су-11, Су-1 5, МиГ-23, МиГ-25) начался в 1960-е годы и рас­тянулся больше чем на десятилетие. Окончательно Су-9 исчезли из строевых авиаполков ПВО только в 1981 году.
Су-9 был показан на воздушном параде в Тушино
Впервые публично перехватчик Су-9 был показан на воздушном параде в Тушино, состоявшемся летом 1981 года. Настоящее обозначение самолета стало известно лишь спустя многие годы. Су-9 являлся одним из самых секретных советских истребителей
Летчики авиации ПВО круглосуточ­но несли боевые дежурства, соверша­ли частые вылеты «дежурных звеньев» по учебным и реальным тревогам.

Широкой общественности, чаще все­го, становились известны скандальные эпизоды боевой работы авиации ПВО, вроде уничтожения самолета-нарушителя. Рутина, вроде «охоты» за разве­дывательными аэростатами, требующая от летчиков высочайшей квалифика­ции, оставалась «за кадром». Пользуясь ветрами, дующими на большой высоте над территорией СССР с востока на за­пад, союзники по НАТО постоянно за­пускали в стратосферу аэростаты с ши­роким комплектом разведывательной аппаратуры. Шары медленно плыли над Союзом на огромной высоте. Обнару­жить их особого труда не составляло, зато сбить... «Охота» за такими аэроста­тами была частью работы Су-9. Карьера Су-9 пришлась на самый пик холодной войны,но,как ни странно, в воздуш­ных боях с самолетами-нарушителями первый массовый перехватчик Сухого не отметился. В то же время перехва­ты и сопровождения иностранных са­молетов в нейтральном воздушном пространстве осуществлялись на регу­лярной основе.

Первый полет на перехват над тер­риторией СССР разведчика U-2 был вы­полнен с аэродрома Карши. На перехват подняли пару Су-9, но летчики, летав­шие на новом перехватчике всего ме­сяц, обнаружить цель не смогли. Инци­дент расследовали на самом высоком уровне, и к предполагаемому очередному «визиту» разведчика подготовились надлежащим образом. На аэродро­ме ГНИКИ ВВС Владимировка (Ахтубинск) на боевое дежурство заступи­ли ... летчики-испытатели. Две недели до прибытия в Ахтубинск строевой эскадрильи Су-9 боевое дежурство несли B. C. Ильюшин, ГТ. Береговой, Н.И. Коровушкин и Л.Н. Фадеев.

Встреча с U-2 едва не произошла в другом месте. 1 мая 1960 года на пе­рехват U-2, который пилотировал Фрэнсис Г. Пауэрс, из аэропорта Свердловск был поднят Су-9 (точнее Т-3) капита­на И. Ментюкова. Ментюков перего­нял новый перехватчик из Новосибир­ска в Барановичи, Свердловск являлся промежуточным аэродромом. Су-9 мог перехватить и сбить U-2 только тео­ретически. В конкретном случае сбить разведчика возможно было лишь та­раном — ракетное оружие в перегоноч­ном полете не предусматривалось. Тем не менее по команде Ментюков взле­тел на перехват нарушителя. Из-за ошибки наведения с земли Су-9 про­шел выше U-2. U-2 сбили ракетой ком­плекса С-75. Нелишне напомнить, что еще одна ракета уничтожила поднятый на перехват МиГ-19. Есть информация, что ракетой ЗРК С-75 был обстрелян и Су-9 капитана Ментюкова, к счастью перехватчик остался невредим.
Перехватчики Су-9 на аэродроме, 1970-е годы, справа — самолеты МиГ-17ПФ
Перехватчики Су-9 на аэродроме, 1970-е годы, справа — самолеты МиГ-17ПФ

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск