в Google+ Мы в Google+ Модификации Ил-10 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

22.03.2013

Модификации Ил-10

Стандартный серийный Ил-10
Стандартный серийный Ил-10 на полевом аэродроме. Под центропланом крыла видны бомбодержатели

Ил-10


Основная серийная модификация, выпуск которой начался в сентябре 1944 года.

В 1946 году производство Ил-10 перенес­ли с московского авиазавода N2 1 на во­ронежский завод № 64, но основным производителем штурмовиков был куй­бышевский завод № 18. Его рабочие со­брали большинство из 4600 Ил-10, выпу­щенных в 1945-1948 годах.

За время производства самолет неод­нократно модернизировался, в частности, в августе 1945 года оборонительный пу­лемет УБТ заменили на автоматическую пушку БТ-20 калибра 20 мм.

В 1949 году в связи с наступлением эпохи реактивной авиации машину сочли морально устаревающей и сняли с произ­водства. В рамках военной помощи Ил-10 поставлялись в социалистические стра­ны Восточной Европы, Северную Корею, Монголию и Китай.
Ил-10 с мачтой антенны радиостанции
Ил-10 с мачтой антенны радиостанции, укрепленной не на козырьке фонаря кабины, а между кабиной и хвостовым оперением. Еще одной интересной особенностью этой машиной является фотоаппарат, укрепленный на стволе турельной пушки БТ-20 и предназначенный для фиксации результатов стрельбы

Ил-10У (УИл-10)


Учебная модификация Ил-10 для подго­товки и тренировки пилотов штурмови­ков. Самолет прошел испытания в мае - июне 1945 года.

Основные отличия Ил-10У от боево­го Ил-10 состояли в следующем: кабину стрелка переоборудовали в кабину летчи- ка-инструктора, в которой смонтирова­ли дублирующий комплект органов управ­ления и приборную доску с указателями скорости и поворота, авиагоризонтом, высотомером и компасом. Также сняли бронеперегородку между кабинами пило­та и стрелка, пушки ВЯ, турель с пулеме­том УБТ, кассету для авиагранат и пусковые установки реактивных снарядов. Вместо откидывающейся вбок крышки фонаря задней кабины установили фонарь, сдви­гающийся по полозьям назад. В отличие от стрелка Ил-10 инструктор в Ил-10У си­дел лицом по направлению полета.

По летным характеристикам и техни­ке пилотирования Ил-10У почти не от­личался от обычного Ил-10, но обзор из кабины инструктора считался явно не­достаточным, особенно - на посадке. Тем не менее необходимость в такой машине была велика, поэтому ее запустили в се­рийное производство на авиазаводе № 1 и выпустили 280 экземпляров, поступив­ших в строевые полки и летные училища.
Ил-10У
Солдат аэродромной команды стоит на крыле учебно­тренировочного Ил-10У. Снимок наглядно демонстрирует отличие в остеклении задней кабины спарки от обычного Ил-10. Открывающаяся часть фонаря сдвигалась назад, а не откидывалась вбок, как у боевых машин (см. верхний снимок на стр. 12). Кроме того, хорошо видно отсутствие оборонительного пулемета и бронеперегородки между кабинами пилота и инструктора. Самолет окрашен в двухцветный камуфляж, состоящий из двух оттенков серого. Предположительно фотография сделана летом 1946 года.

Ил-10М


В конце 1950 года, то есть почти через два года после прекращения выпуска Ил-10, главком ВВС маршал Жигарев выступил с инициативой возобновить его произ­водство в улучшенном варианте с усилен­ным вооружением. Поводом для такого предложения стала война в Корее, на ко­торой Ил-10 неплохо проявил себя в ка­честве самолета для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя.

Ильюшин поддержал маршала и за не­сколько месяцев разработал проект штур­мовика Ил-10М («модернизированный»), В 1951 году вышло Постановление Со­вета Министров о развертывании вы­пуска Ил-10М на авиазаводе № 168 в Ростове-на-Дону.

Внешне Ил-10М заметно отличался от предшественника. На него установили новое более крупное крыло со «срезан­ными» под прямым углом законцовками и такой же угловатый стабилизатор. Носо­вую часть фюзеляжа удлинили на 25 см, а хвостовую - на 70 см. Вместо посадоч­ных щитков крыло оборудовали щеле­выми закрылками с увеличенным углом отклонения. Стабилизатор приподняли вверх, чтобы вывести его из спутной струи при наборе высоты. Для улучшения курсо­вой устойчивости, которая особенно важ­на при ведении огня поточечным целям, под фюзеляжем установили аэродинами­ческий гребень, сдвинув назад хвостовую опору шасси.

Все это значительно улучшило стабиль­ность и повысило маневренность штурмо­вика, одновременно упростив управле­ние, хотя Ил-10 и так считался у пилотов несложной машиной.

В состав бортового оборудования вве­ли аппаратуру для слепой посадки, ра­диовысотомер, гирополукомпас и ра­диокомпас, что позволило совершать полеты в любое время суток и при любой облачности.

В соответствии с пожеланием Жигарева значительно усилилось стрелковое воору­жение. В крыле вместо двух пушек и двух пулеметов установили четыре пушки НР-23 с боекомплектом по 200 снарядов на каждую. Стрелок же получил новую ме­ханизированную турель ВУ-9М с электро­приводом, которая облегчила его работу и повысила скорость наводки на цель.

Ил-10М завершил государственные испытания и был принят на вооруже­ние в августе 1952 года. В Корею он уже не успел, зато в советские штурмовые ави­аполки в 1953-1954 годах поступило 140 таких машин. В начале 1955 года вы­пуск Ил-10М прекратился.
Ил-10М
Прототип Ил-10М на испытаниях в НИИ ВВС.
Обращает на себя внимание измененная форма законцовок крьла, четырехпушечное крыльевое вооружение и пусковые установки для реактивных снарядов, однако подфюзеляжный гребень перед хвостовым колесом еще не установлен.

Avia В-33


Чехословацкая лицензионная версия Ил-10. Выпускалась с 1952-го по 1956 год и посту­пала на вооружение ВВС стран Варшавского договора - Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии и Болгарии. Всего построено око­ло 1200 экземпляров, в том числе несколь­ко десятков учебных спарок под обозначени­ем СВ-33. Конструктивно эти самолеты ничем не отличались от советских модификаций.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск