в Google+ Мы в Google+ Модификации Ил-38 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

22.03.2013

Модификации Ил-38

самолет ил 38
На этом Ил-38, ранее оснащенном аппаратурой радиотехнической разведки «Вишня», на фюзеляже хорошо видны места установки антенны и обтекателя жгута электропроводки.

Прототипы Ил-38 («изделие 8»)


Первый прототип Ил-38 («изделие 8») со­бран на опытном производстве ОКБ-240 из комплектующих, изготовленных авиаци­онным заводом «Знамя Труда». Перевоз­ка сборочных единиц большого труда не до­ставила, так как ОКБ и завод расположены по разные стороны Ходынского поля. Изна­чально на прототипе установили ТВД АИ-20, замененные позже ТВД АИ-20К мощностью по 4000 л.с., в 1966 году были установле­ны форсированные ТВД АИ-20М. Обтека­тель антенны РЛС «Беркут» был выполнен сферическим, в процессе испытаний его за­менили обтекателем вытянутой формы.


ППС «Беркут» установили на прототипе вес­ной 1963 года, окончательно весь поиско­во-прицельный комплекс был смонтирован на самолете в феврале 1964 года. Совер­шенствование и отработка ППС, не отличав­шейся высокой надежностью работы, заняли несколько лет. Испытания ППС заверши­лись в 1967 году. По завершении Государ­ственных испытаний прототип использовался по другим программам летных испыта­ний в ЛИИ и НИИ ВВС, включая испытания на большие углы атаки, испытания с одним и двумя неработающими двигателями.

Второй опытный Ил-38 также был со­бран в ОКБ С.В. Ильюшина, первый полет он выполнил на Ходынском поле в сентя­бре 1962 года.


Ил 38
Ил-38 всех модификаций оснащались ТВД серии АИ-20. На фотографии — Ил-38 авиации ВМФ России выполняет взлет (внизу) и проход на малой высоте (вверху). В силу ряда объективных и субъективных причин модернизационный потенциал самолета так и не был реализован в полной мере.

Серийный Ил-38


Серийное производство самолетов Ил-38 планировалось организовать в Омске или Комсомольске-на-Амуре, но С.В. Ильюшин лично «пробил» решение о запуске серии на старейшем отечественном авиационном заводе «Знамя Труда». Аргументы Гене­рального конструктора были просты и ло­гичны: завод серийно строит пассажир­ские Ил-18 и находится всего в километре от КБ. Первый серийный Ил-38 поднял­ся в воздух в 1967 году, эта машина была наряду с прототипом задействована в Го­сударственных испытаниях ППС «Беркут». Планировалось построить серию из 250 самолетов, но всего собрали 65 машин; последний серийный Ил-38 выполнил первый полет в феврале 1972 года. В про­цессе серийного производства самолет со­вершенствовался. На первых машинах ста­вились ТВД АИ-20К,позже замененные на АИ-20М. Замене подверглись также воздушные винты, ряд узлов и агрегатов. Доработки ППС «Беркут» проводились, прежде всего, в части повышения надеж­ности работы и изменения программного обеспечения ЦВМ в соответствии с изме­нением тактики боевого применения ави­ационного комплекса. По ходу серийного производства заменили магнитометр.

Пять Ил-38 в 1977 году закупили ВМС Индии, по составу бортового оборудова­ния они незначительно отличались от са­молетов советского ВМФ, но были спо­собны нести по две ПКР Sea Eagle - узлы подвески ракеты смонтировали по бортам фюзеляжа за крылом.
Ил 38 выполняет посадку
Ил-38 выполняет посадку на аэродроме Елизово, посадочные фары включены, закрылки выпущены.

Ил-38РЭБ


В 1971 -1972 годах проходил испыта­ния один Ил-38, оснащенный станциями постановки помех СПС-151 и СПС-153, дальнейшего развития эти работы не получили.

Ил-38 с аппаратурой радиотехнической разведки:


Несколько самолетов Ил-38 строевых ави­аполков авиации ВМФ оснастили систе­мами радиотехнической разведки «Виш­ня». Самолеты с аппаратурой «Вишня» можно идентифицировать по обтекате­лям жгутов электропроводки и антеннам по правому и левому бортам фюзеляжа перед крылом.

Ил-З8М/МЗ


Работы по оснащению самолета Ил-38 си­стемой дозаправки в воздухе разверну­лись в ОКБ-240 в 1971 году. За основу взяли систему «шланг - конус», исполь­зовавшуюся в Дальней Авиации. Один са­молет оснастили неубираемой штангой- топливоприемником, смонтированной в носовой части фюзеляжа по левому бор­ту. Другой Ил-38 доработали в заправ­щик, установив универсальный подвесной агрегат заправки УПАЗ-38. Испытания са­молеты Ил-ЗвМ/МЗ проходили в 1974- 1977 годах. В процессе испытаний под­биралось оптимальное место размещения топливоприемника на Ил-38М, выполня­лись дозаправки в различных погодных условиях и на различных высотах днем и ночью, отрабатывалась методика до­заправки в воздухе. Самолеты Ил-38М/ М3 испытания прошли успешно, а систе­ма дозаправки в воздухе могла быть уста­новлена на любом серийном самолете, но этого, однако, не произошло. Офици­ально - из-за отсутствия необходимости увеличения дальности и продолжительно­сти полета Ил-38 при наличии на вооружении противолодочного самолета даль­ней зоны Ту-142. Единственный Ил-38М в настоящее время находится в коллекции Авиационно-технического музея в Луган­ске на Украине; музей создан на террито­рии аэродрома бывшего Ворошиловград- ского высшего авиационного училища штурманов.
Серийные Ил 38
Серийные Ил-38 внешне отличаются от прототипа вытянутым обтекателем антенны РЛС «Беркут», обтекатель прототипа был полусферическим.

Летающие лаборатории


Два самолета Ил-38 использовались в ка­честве летающих лабораторий НПО «Ле­нинец». На одном испытывался проти­володочный комплекс «Коршун» для самолета Ту-142, на втором установили измерительный комплекс аэрогеографи- ческой разведки ИКАР, предназначенный для гражданского применения.

Ил-38Н


На Ил-38Н полностью заменен состав це­левого оборудования, обновлено пило­тажно-навигационное оборудование. Ос­нову целевого оборудования составляет прицельно-поисковая система «Новелла» разработки НПО «Ленинец». Первый по­лет Ил-38 (б/н 20 красного цвета, серий­ный номер 10706) с макетом комплекса «Новелла» выполнил в 2001 году, испы­тания самолета с работоспособным ком­плексом начались в 2002 году. Специаль­но для Ил-38Н разработаны новые буи: пассивный ненаправленный РГБ-41, пас­сивный направленный РГБ-48, магни­тометрический РМБ-81 и гидрологиче­ский РТБ-93. О начале модернизации Ил-38 строевых частей за первое деся­тилетие 21-го века сообщалось неодно­кратно, но модернизация первого «строе­вого» самолета (серийный номер 10407) на 20-м авиаремонтном заводе в Пушки­не под Санкт-Петербургом началась лишь в 2008 году. В 2009 году начались его лет­ные испытания (самолет получил б/н 15 желтого цвета). Государственные испы­тания Ил-38Н завершены в 2010 году.

В 2011 году началась модернизация второго строевого самолета, в марте 2012 года эту машину передали авиации Северного флота. Самолет прошел дора­ботку на авиаремонтном заводе в Пуш­кине. Весной 2012 года в СМИ появилась информация об участии в модернизации Ил-38 ВМФ России расположенного в Жу­ковском ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Модер­низация строевых противолодочных само­летов Ил-38 осуществляется в соответствии с планами государственной программы во­оружений России на период до 2020 года.

Ил-38 «Морской Дракон»


Переговоры о возможности модерниза­ции состоящих на вооружении ВМС Ин­дии самолетов Ил-38 начались в 1995 году. Но контракт на модернизацию пяти Ил-38 был заключен лишь в сентябре 2001 года.

В октябре 2002 года два индийских само­лета столкнулись в воздухе, взамен поте­рянных машин Индия закупила два Ил-38, ранее состоявших на вооружении авиации ВМФ России. Головным исполнителем работ по модернизации Ил-38 индийских ВМС стал «АК им. С.В. Ильюшина», но основной объем работ выполнялся НПО «Ленинец».

В ходе модернизации значительно рас­ширили круг решаемых самолетом задач: Ил-3850 (SD - Sea Dragon, «Морской дра­кон») является не узкоспециализированным противолодочным самолетом, а многоцеле­вым морским патрульным самолетом, спо­собным обнаруживать и поражать надво­дные и подводные цели, вести оптическую и радиотехническую разведку, патрулиро­вать морские акватории. Самолет оснащен прицельно-поисковой системой «Морской Дракон», представляющей собой экспорт­ный вариант комплекса «Новелла». На са­молете установлены поисковая РЛС (под обтекателем в носовой части фюзеляжа, вместо РЛС «Беркут»), 96-канальная систе­ма сбора и обработки информации от РГБ, оптоэлектронная система обзора (на туре­ли под носовой частью фюзеляжа), систе­ма радиотехнической разведки (смонтиро­вана на раме под обтекателем над носовой частью фюзеляжа), инфракрасная система поиска подводной лодки по тепловому сле­ду. Рабочие места операторов полностью обновлены и оборудованы цветными ЖК индикаторами. При построении комплек­са принят принцип открытой архитектуры на основе используемого США и НАТО ин­терфейса 1553В, что упрощает интеграцию в комплекс новых устройств и систем.

В состав вооружения введена проти­вокорабельная ракета «воздух - поверх­ность» Х-35Э «Уран»; ВМС Индии в пер­спективе намерены вооружить самолет российско-индийскими противокора­бельными ракетами «Брамос». Для под­вески УР Х-35Э и «БраМос» под центро­планом смонтированы пилоны, самолет способен нести две ракеты того или иного типа. Ресурс модернизированных самоле­тов продлен на 15 лет. Государственные совместные испытания Ил-38Б0 начались в 2003 году. Доработ­ка первой машины осуществлялась в «АК им. С.В. Ильюшина», остальных - в Пуш­кине. Первый полет Ил-38Б0 (без надфю- зеляжного обтекателя) выполнил 3 июля 2003 года. Первый модернизированный Ил-38БО был передан ВМС Индии в янва­ре 2006 года. Последний, пятый, Ил-38БР Индия получила в феврале 2010 года.
Ил 38 SD ВМС Индии
Ил-38SD ВМС Индии, над фюзеляжем установлена аппаратура комплекса «Морской змей». Снимок сделан в 2005 году на аэродроме Пулково.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск