в Google+ Мы в Google+ Модификации Як-11 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

17.03.2013

Модификации Як-11

Як 11 одной из поздних производственных серий
Як-11 одной из поздних производственных серий, выпущенных после 1950 года. Характерной внешней особенностью этих машин был фотопулемет С-13 в обтекаемом футляре, установленный над лобовым стеклом фонаря кабины.

Як-11


Основная серийная модификация, сде­ланная на базе Як-3. Помимо силовой установки и двухместной кабины самолет отличался от предшественника цельноме­таллическим крылом, ослабленным во­оружением, уменьшенным запасом горю­чего и полотняной обшивкой хвостовой части фюзеляжа. Кроме того, для облегче­ния и упрощения конструкции хвостовое колесо сделано неубирающимся, а фюзе­ляжные щитки, закрывающие колеса ос­новных стоек шасси в убранном положе­нии, не устанавливались.


В ходе серийного выпуска в конструк­цию, оборудование и вооружение Як-11 постоянно вносились изменения. В част­ности, деревянную опалубку фюзеляжа, служившую для крепления обшивки, за­менили металлической. С 1950 года вме­сто коллиматорного прицела ПБП-1А на­чали ставить полуавтоматический прицел АСП-ЗН, обеспечивающий повышенную дальность прицельной стрельбы. Анало­гичные прицелы стояли на реактивных ис­требителях МиГ-15.

В 1951 году в состав оборудования так­же ввели радиополукомпас РПКО-10П и радиостанцию РСИ-6К, которыми осна­щались новейшие реактивные машины. Тогда же на Як-11 установили электри­ческий комбинированный авиагоризонт АГК-47 Б для «слепых» полетов. На ко­зырьке фонаря кабины укрепили фотопу­лемет С-13 вместо более раннего ПАУ-22, который размещался в крыле. За кабиной разместили аэрофотоаппарат АФА-ИМ, благодаря чему самолет стало возможно использовать для обучения фоторазведке.
С 11 в гражданской окраске
С-11 в гражданской окраске из чешского авиационного музея в Кбели, снятый на одном из европейских авиашоу. Обращает на себя внимание дополнительная антенна на фюзеляже за кабиной.

Як-11 У


К началу 1950-х годов большинство со­ветских военных и гражданских само­летов имели шасси с носовой опорой.

В этой связи возникла потребность в учеб­ном самолете для подготовки пилотов та­ких машин, поскольку управление ими на взлете и посадке существенно отлича­ется от управления самолетами с хвосто­вой стойкой.

В ОКБ Яковлева разработали моди­фикацию Як-11, оснащенную носовой убирающейся стойкой шасси. Она полу­чила индекс Як-11У (буква «У» традици­онно означала «улучшенный»). Самолет, построенный в 1951 году, неплохо ле­тал, хотя длинная носовая стойка с отно­сительно крупным колесом и механизмом уборки утяжелила машину на 166 кг. Для компенсации пришлось снять пулемет и уменьшить на 50 л объем бензобаков.

Но самолет без вооружения военные не приняли, поэтому пулемет пришлось вернуть, при этом индекс машины опять изменился на Як-11Т («тренировочный»). Однако и в этом виде она не пошла в се­рию. Руководство ВВС решило, что, по­скольку поршневая авиация постепенно отходит в прошлое, новый летающий тре­нажер должен быть реактивным.

Let С-11 и С-11 U В 1952 году Советский Союз передал Че­хословакии техническую документацию на Як-11 и мотор ALU-21 для организации их производства на местных заводах. Этой продукцией предполагалось снабжать ВВС стран Варшавского договора и прочих дру­жественных Советскому Союзу государств. Выпуск чешской версии Як-11 налади­ли на авиазаводе «Let» в городке Кунови- це. В сентябре 1953 года впервые взлетел Як-11 чешской сборки, получивший обо­значение С-1 1. Поначалу самолеты собира­ли из советских деталей и узлов, но в даль­нейшем чехи наладили собственное производство комплектующих. Ни внешне, ни конструктивно С-11 ничем не отличался от Як-11. Серийное производство продол­жалось до декабря 1956 года, всего постро­ено 708 экземпляров.

В 1955 году чехи решили организовать у себя выпуск Як-11 У, от которого уже от­казался СССР. Однако дело ограничилось всего четырьмя экземплярами под обо­значением С-11U, которые были собраны и испытаны в 1956 году, после чего про­грамму закрыли.
один из четырех чехословацких прототипов самолета С 11U
один из четырех чехословацких прототипов самолета С-11U с носовой опорой шасси. На снимке хорошо видны лобовые жалюзи капота и винт с маленьким коком, закрывающим только втулку. Интересной особенностью этой машины являются две посадочные фары на левой консоли

Конверсии


В 1959 году несколько Як-11 переделали в одноместные машины для съемок филь­ма «Нормандия-Неман», где они должны были изображать истребители Як-3. Зад­ние кабины закрыли, а на передних уста­новили короткие фонари.

На более серьезную переделку, связан­ную с заменой моторов, так и не реши­лись, поэтому в фильме сразу бросают­ся в глаза широкие бочкообразные капоты двигателей АШ-21, абсолютно не похо­жие на тонкие вытянутые капоты «остро­носых» боевых Яков. Сейчас это воспри­нимается как явная нелепость, но тогда на подобные «мелочи» мало кто обращал внимание, и кинокартина получила высо­кие оценки у зрителей.

Вторая волна конверсий началась в 1980-е годы, когда богатые амери­канские авиалюбители начали ску­пать по всему миру давно списанные, но по каким-то причинам не отправлен­ные в металлолом Як-11, восстанавли­вать их и переделывать по своему вку­су. Наиболее популярной за океаном стала конверсия учебных Яков в одно­местные гоночные машины, а самой из­вестной из таких машин - самолет, ку­пленный авиагонщиком Робертом Янси, который назвал его популярным в те годы словом Perestroika. Этот самолет подверг­ся настолько серьезной доработке, что теперь только по шасси и крылу можно узнать его «родословную». На него уста­новлен мотор Wright R-2800 мощно­стью 2200 л.с., четырехлопастный винт, новый киль и крохотный полукаплевид- ный фонарь. Форма фюзеляжа сильно изменилась, а его новая обшивка цели­ком выполнена из полированного метал­ла. Одним словом, сделано все возмож­ное для достижения наивысшей скорости. Усилия Роберта Янси принесли свои пло­ды - «Perestroika» неоднократно выигры­вал престижные авиагонки в Рино. Сей­час этот самолет, сменивший владельца, продолжает летать под новым названием «Czech Mate».
самолет «Czech Mate»
Американский гоночный самолет «Czech Mate» в полете. Это, пожалуй, наиболее радикальная переделка Як-11, в которой мало что осталось от исходного образца, построенного более полувека тому назад.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск