в Google+ Мы в Google+ Модификации Су-15 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

14.03.2013

Модификации Су-15

На экспериментальном Т49 испытывались боковые секторные воздухозаборники двигателя
На экспериментальном Т49 испытывались боковые секторные воздухозаборники двигателя. Развития такие воздухозаборники не получили, но опыт их разработки был использован при создании прототипа перехватчика Т58.

Прототипы Cy-15 (Т58Д)


Построены три прототипа для летных ис­пытаний: Т58Д-1, Т58Д-2 и Т58Д-3. Пер­вый прототип начат постройкой как од­нодвигательный, завершен в варианте с двумя двигателями, РЛС отсутствует.

В 1965 году на Т58Д-1 установили новое крыло и дополнительный подъемный дви­гатель, после чего самолет получил обозна­чение Т58ВД. На Т58Д-2 установили РЛС «Орел-Д», объем носовой части фюзеля­жа в сравнении с Т58Д-1 увеличен. Летную карьеру самолет завершил как летающая лаборатория Т58Л, в 1974 году передан в музей ВВС в Монино. Поджатие фюзеля­жа Т58Д-3, выполненное с учетом правила площадей, уменьшено в сравнении с пер­выми двумя прототипами, у которых оно было выполнено в расчете на установку од­ного двигателя.


ОДНОМЕСТНЫЕ СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

Су-15 (Т58Д, «изделие 37») первых выпусков 


Первый серийный Су-15 (заводское обо­значение «изделие 37») собрали на заво­де в Новосибирске в феврале 1966 года, первый полет самолет выполнил 6 марта. Серийно первый вариант Су-15 выпускал­ся в 1966-1970 годах. Внешне первые серийные самолеты почти не отличались от Т58Д-3.
На снимке Т58Д 3
На снимке Т58Д-3. Первый полет третий прототип выполнил 2 октября 1963 года. Помимо летчиков-испытателей на Т58Д-3 летал командующий авиацией ПВО маршал авиации Е.Я. Савицкий.

Су-15 (Т58Д, «изделие 37») поздних выпусков


Су-15, начиная с самолетов 11-й произ­водственной серии, получили крыло с из­ломом по передней кромке, угол стре­ловидности внешних частей крыла был уменьшен до 45°. Новое крыло несколь­ко улучшило взлетно-посадочные дан­ные перехватчика. Впервые новое кры­ло установили в 1966 году на Т58Д-1.

Су-15 поздней постройки оборудовались системой сдува пограничного слоя с за­крылков; отбор воздуха для системы СПС осуществлялся от доработанных двига­телей Р-11Ф2СУ-300. Установлена РЛС «Орел-М». В середине 1970-х годов ас­сортимент вооружения расширен за счет УР «воздух - воздух» малой дальности Р-60, для подвески которых под крылом монтировались дополнительные внешние пилоны, а также подвешиваемых на под- фюзеляжных пилонах двух контейне­ров УПК-23-250 с двухствольной 23-мм пушкой (впервые встроенная пушка ГП-9 была испытана на Су-15 в 1966 году, но тогда от пушечного вооружения пере­хватчика отказались).

Су-15Т (Т58Т, «изделие 37М»)


Вариант перехватчика с новой РЛС «Тай­фун». Первый полет на прототипе Т58Т (Т - Тайфун) выполнил 31 января

1969 года летчик-испытатель В.А. Крече­тов. В 1970-1971 годах в Новосибирске построено 10 «изделий 37М». От Су-15 самолет Су-15Т отличался также обнов­ленным БРЭО, удлиненной носовой опо­рой шасси, более мощными двигателями Р-13-300, воздухозаборниками увели­ченного сечения.

Су-15ТМ (Т58ТМ, «изделие 37М»)

Су 15ТМ
Су-15ТМ из коллекции Государственного музея
авиации Украины в Киеве. Под фюзеляжем подвешены
два пушечных контейнера УПК-23-26О.
Развитие Су-15Т с РЛС «Тайфун-М» (РП-26). Первые два серийных Су-15ТМ были собраны в Новосибирске в 1971 году, но полномасштабное произ­водство началось лишь в 1975 году. Вой­сковые испытания Су-15ТМ заверше­ны в 1978 году. Антенна РЛС «Тайфун-М» на самолетах 8-й и более поздних про­изводственных серий закрыта обтекате­лем оживальной формы (на более ранних Су-15 обтекатель имел форму конуса), что снизило максимальную скорость са­молета, но улучшило прохождение элек­тромагнитного сигнала через конус. Уве­личена мощность бортовых источников электропитания. Под фюзеляжем, кроме пушечных контейнеров и ПТБ, допускается подвеска бомб общей массой до 500 кг, баков с зажигательной смесью, НАР круп­ного калибра или двух блоков НАР. По­добно Су-1 5 поздней постройки Су-1 5ТМ оснащен новым крылом с изломом по пе­редней кромке и полностью автоматиче­ской системой наведения с земли. Сило­вая установка - два ТРДФ Р-13-300.
Перехватчик Су-15ТМ, Ходынское поле, Москва.
Перехватчик Су-15ТМ, Ходынское поле, Москва.

Су-15УТ (У58Т, «изделие 42»)


Проектирование двухместной учебно-тре нировочной модификации перехватчи­ка Су-15 началось в 1965 году. Изначаль но предусматривалось оснащение спарки полноценной РЛС, как у перехватчика. Од нако в 1967 году приняли решение о раз работке тренировочного варианта У58Т без РЛС. Первый полет на прототипе У58‘ выполнил 26 августа 1968 года Е.К. Кукушев. Су-15УТ серийно строился в Новоси бирске в 1970-1972 годах. Фюзеляж по размещение второй кабины для инструк­тора удлинен на 45 см, изменен состав БРЭО, уменьшена емкость фюзеляжных топливных баков. Управление самолетом полностью сдублировано. РЛС отсутству­ет, возможность подвески «боевых» ракет не предусмотрена - допускается подвеск только массогабаритных макетов УР Р-98
Спарка Су 15УТ
Спарка Су-15УТ, летом 1993 года этот самолет в числе другой авиационной техники демонстрировался на Ходынском поле в Москве в период проведения 1-го Международного авиакосмического салона.

Су-15УМ (У58ТМ, «изделие 43»)


Двухместная модификация для обуче­ния и тренировки летчиков перехватчи­ков Су-15ТМ. Первый полет на прототи­пе спарки выполнили в Новосибирске 23 апреля 1976 года заводские летчи- ки-испытатели В.Т. Выломов и В.А. Беля­нин. Кабина для инструктора оборудована за счет уменьшения емкости фюзеляжных баков, длина спарки осталась такой же, ка у боевых Су-15ТМ. РЛС отсутствует, но воз можность подвески УР «воздух - воздух» сохранена. Серийно Су-15УМ строился в Новосибирске в 1976-1979 годах.

Всего в Новосибирске построено порядка 1400 самолетов Су-15 всех модификаций

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫE И ОПЫТНЫЕ ВАРИАНТЫ

Т58М Под обозначением Т58М велось проекти рование фронтового бомбардировщика, в дальнейшем получившего известность как Су-24.

Т58ВД


В 1966 году на первый прототип Т58Д-1 уста­новили два подъемных двигателя РД36-35, предназначенные для сокращения длины взлета. Доработанный самолет получил обо­значение Т58ВД (ВД- вертикальные двига­тели) и был использован по программе раз­работки и испытаний Т58М. Первый полет Т58ВД выполнил б июня 1966 года, испы­тания завершены в 1967 году. Установку до­полнительных подъемных двигателей сочли нецелесообразной. Т58ВД демонстрировал­ся на воздушном параде б июля 1967 года в Домодедово.
Экспериментальный Т58ВД
Экспериментальный Т58ВД был показан на воздушном параде в Домодедово летом 1967 года.

Т58Р


На Т58Р проводилась отработка РЛС бо­кового обзора «Рельеф» для разведчика СУ-24МР, первый полет Т58Р выполнил в мае 1972 года.

Су-15бис (Т58бис)


На одном серийном Су-15ТМ были уста­новлены ТРДФ Р-25-300, после чего са­молет получил обозначение Т58бис.

От штатных для Су-15ТМ двигателей Р-13Ф-300 новые движки отличались возможностью работы в течение 3 ми­нут на чрезвычайном режиме. Самолет проходил летные испытания в 1972 году.

В серийное производство не передавался из-за приоритетности оснащения двигате­лями Р-25-300 истребителей МиГ-21бис.

У58Б


Двухместный перехватчик учебно-тренировочный самолет У58Т проектировал­ся параллельно со спаркой У58Т. Первый полет прототип У58Б выполнил 24 июня

1969 года, в серийное производство не пе­редавался, так как заказчик предпочел бо­лее простой вариант без РЛС. На У58Б уста­новлена РЛС «Тайфун».

На летающих лабораториях, модернизиро­ванных из Су-15, выполнялись различные летные эксперименты, отрабатывались доза- правка в воздухе и лыжное шасси; испытыва­лись устройства отстрела тепловых ловушек; проводились работы по исследованию запа­сов устойчивости и управляемости самолета в полете. В начале 1980-х годов на ЛЛСу-15 была установлена боковая ручка управления.
Су 15УМ
Модификацию Су-15УМ легко отличить от Су-15УТ по оживальной форме носового конуса фюзеляжа.
Су 15УМ
Су-15УМ (на переднем плане) и Су-15ТМ на авиасалоне МАКС 2011.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск