Пожалуй, ни один самолет времен Великой Отечественной войны не заслуживает эпитета «легендарный» в той мере, как штурмовик С. В. Ильюшина Ил-2. Его вклад в победу трудно переоценить. История этой прославленной машины началась в феврале 1938 года, когда молодой авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин направил руководству СССР письмо с предложением создать скоростной бронированный штурмовик, неуязвимый для пуль и осколков зенитных снарядов. В этом письме он впервые назвал будущий самолет «летающим танком, способным наносить сокрушительные удары по врагу».
Предложение нашло поддержку, и в мае того же года вышло постановление Правительства о разработке двухместного одномоторного бронированного штурмовика конструкции С. В. Ильюшина и присвоении ему обозначения БШ-2 (бронированный штурмовик второй). В январе 1938 года макет самолета был одобрен макетной комиссией, в феврале на авиазаводе № 39 началась постройка двух опытных экземпляров. 2 октября летчик-испытатель Константин Коккинаки поднял в воздух первый из них, а 30 декабря взлетела вторая машина.
Авиаконструктор С.В. Ильюшин [слева] и летчик-испытатель К.К. Коккинаки возле Ил-2. |
Изначально БШ-2 создавался двухместным, такими были и опытные образцы. В их экипажи, помимо пилотов, входили воздушные стрелки, которые должны были защищать штурмовики от атак истребителей.
Однако результаты госиспытаний, прошедших весной 1940 года, заставили внести коренное изменение в первоначальный проект. Дело в том, что достигнутая на испытаниях дальность полета не соответствовала техническому заданию. Чтобы уложиться в требования военных, необходимо было значительно увеличить запас горючего, не повышая взлетную массу машины, так как это привело бы к снижению летных характеристик. Единственным выходом из сложившейся ситуации Ильюшин посчитал переделку самолета из двухместного в одноместный и установку вместо кабины стрелка дополнительного бензобака.
Это привело к значительному снижению защищенности, но не вызвало возражений у военных, решивших, что броня и высокая скорость сами по себе могут служить достаточной защитой. В серию штурмовик был запущен в одноместном варианте с мотором АМ-38 и под новым обозначением Ил-2.
Серийная сборка Ил-2 на куйбышевском авиазаводе №18. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий