в Google+ Мы в Google+ История создания Як-З8 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

28.04.2013

История создания Як-З8

Як-38

В 1950-е - 1960-е годы работы по самолетам с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) начались во мно­гих странах мира, но до стадии серийного производства СВВП довели только в Вели­кобритании и СССР.

В СССР работы в области СВВП перешли в практическую стадию в 1956 году - нача­лись летные испытания экспериментального вертикально взлетающего аппарата «Турбо­лет» конструкции А.Н. Рафаэлянца.

Следующим шагом к полноценно­му СВВП стал экспериментальный само­лет Як-З6. Проектирование самолета на­чалось согласно постановлению СМ СССР от 30 октября 1961 года, которое предус­матривало разработку одноместного истребителя-бомбардировщика с двумя подъемно-маршевыми двигателями. Про­ектно-конструкторские работы по Як-36 начались в 1962 году. Силовая уста­новка состояла из двух ТРД Р27-300 тя­гой по 5300 кгс, оснащенных поворот­ными насадками на соплах. Испытания Як-36 на режиме висения проводились в 1963 году (летчик-испытатель Ю.А. Гарнаев), а в марте 1964-го летчик-испыта­тель В.Г Мухин выполнил на Як-36 первый полет по полному профилю — с верти­кальным взлетом, горизонтальным поле­том посамолетному и вертикальной по­садкой. Публичный показ Як-36 состоялся на авиационном параде в Домодедово в 1967 году.
Як-38
Первый советский СВВП Як-38, снимок предположительно сделан во время подготовки к воздушному параду в Домодедово, 1967 год.

ВВС заинтересованности в Як-36 не про­явили. Объективно, Як-36 в силу неспособ­ности нести сколь-нибудь существенную боевую нагрузку боевым самолетом стать не мог. Предложение А.С. Яковлева о по­стройке опытной серии из 10-12 машин поддержки «в верхах» не получило.

Успех или неуспех любого летательного аппарата во многом определяется силовой установкой. Поэтому А.С. Яковлев настаивал

на создании нового подъемно-маршево­го двигателя, но на его разработку с чистого листа требовалось несколько лет. Альтерна­тивный вариант СВВП с комбинированной силовой установкой из одного подъемно­маршевого ТРД Р27В-300 и двух подъемных двигателей РД36-35ФВ предложила группа конструкторов яковлевской фирмы во главе с С.Г Мордвиновым.

25 января 1968 года маршал авиации К.А. Вершинин утвердил тактико-технические требования к легкому штурмовику вер­тикального взлета и посадки Як-З6М. Са­молет предназначался как для ВВС, так и для ВМФ, но вскоре единственной заин­тересованной в самолете стороной остался флот. Государственные испытания морского Як-З6М проходили в ГНИКИ ВВС.

Стендовые испытания первого Як-36М начались в апреле 1970 года, а в сентя­бре того же года на нем выполнили пер­вое свободное висение (до этого висения отрабатывали на стенде - «на привязи»). Первый полет летчик-испытатель В.Г Му­хин выполнил на втором опытном Як-36М 2 декабря 1970 года с выполнением взле­та по-самолетному и укороченной посадкой. Первый полет по полному профилю с вер­тикальными взлетом и посадкой выполнил 25 февраля 1972 года летчик-испытатель М.С. Дексбах.
Як-36 и Як-38
Самолеты Як-36 и Як-38 в экспозиции музея ВВС в Монино
Для испытаний самолета на корабле ко­мандование ВМФ выделило противоло­дочный крейсер-вертолетоносец «Мо­сква». Испытания на нем начались в ноябре 1972 года в Феодосийском заливе.

Взлетев утром 18 ноября с аэродрома Кировское, М.С. Дексбах выполнил посад­ку на палубу крейсера «Москва». По прика­зу командующего авиацией ВМФ маршала авиации И.И. Борзова в вахтенном журнале корабля была сделана запись: «День рож­дения палубной авиации». Первый полет по полному профилю с крейсера «Москва» М.С. Дексбах выполнил на Як-З6М 22 ноя­бря 1972 года.

На вооружение самолет Як-36М был при­нят под наименованием Як-38 в октябре 1976 года. Длительный период летных испы­таний и доводки самолета объясняется, пре­жде всего, его новизной. В ходе испытаний не был потерян ни один опытный Як-36М.


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск