в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация ИЛ-2 КСС ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

04.04.2013

Эксплуатация ИЛ-2 КСС

Эксплуатация ИЛ-2 КСС
Победная весна 1945-го: штурмовики 16-Й Воздушной армии над пригородами Берлина.
Двухместные Ил-2 начали поступать на фронт в октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы. 30октября состоялся их первый бо­евой вылет, и в этот же день воздуш­ные стрелки заявили об уничтожении 10 вражеских истребителей. Возмож­но, эти заявления были излишне опти­мистичными, но в любом случае появ­ление на советских штурмовиках задней оборонительной огневой точки стало для гитлеровских летчиков крайне неприят­ным сюрпризом. Ведь раньше они мог­ли безнаказанно расправляться с одно­местными Ил-2, атакуя их сзади, а теперь им навстречу били крупнокалиберные пулеметы.
Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ.
Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ.
На первом этапе советского контрнасту­пления под Сталинградом Ил-2 не сыгра­ли существенной роли в боях из-за пло­хих погодных условий. Но с наступлением зимы погода улучшилась, и активность штурмовой авиации резко возросла. Она не только действовала по переднему краю обороны противника, но и атаковала ты­ловые объекты, в том числе аэродромы, с которых доставлялись грузы окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Так, 9 ян­варя 1943 года семерка Ил-2 из 622-го штурмового авиаполка под командова­нием капитана И. Бахтина в ходе внезап­ной атаки аэродрома Сальск уничтожи­ла и повредила 72 транспортных Ju 52, потеряв при этом три машины. Иногда штурмовики даже выступали в качестве ис­требителей, сбивая транспортные самоле­ты, летевшие в Сталинград.


В первой половине 1943 года количе­ство штурмовиков Ильюшина на фронте постепенно возрастало, и к началу битвы на Курской дуге в составе трех Воздуш­ных армий Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов насчитывалось уже 837 таких самолетов, а на заверша­ющем этапе сражения к ним добавились еще около 600 самолетов Ил-2 Брянского и Степного фронтов.
Ил-2
Жительницы Ленинграда П. В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова с капитаном ГМ. Паршиным, который воевал на самолете Ил-2, купленном на средства этой семьи. На борту фюзеляжа надпись: «Месть Бариновых» и четыре звездочки — отметки о воздушных победах.
Уже в первый день Курской бит­вы, 5 июля 1943 года, штурмовики 1б-й Воздушной армии впервые при­менили новое оружие - кумулятивные противотанковые бомбы ПТАБ, пока­завшие исключительно высокую эффек­тивность. В бомболюках Ил-2 помеща­лось до 400 таких бомбочек весом всего в полтора килограмма. «Дождь» этих мелких бомб, сброшенных с несколь­ких штурмовиков, уничтожал любые легкобронированные цели на площа­ди в несколько тысяч квадратных ме­тров. Танковая дивизия СС «Мертвая Го­лова» в результате налетов советской штурмовой авиации только за один день лишилась более 70 единиц бронетехни­ки. Чтобы снизить потери, немцам при­шлось на ходу менять тактику, перейдя к сильно рассредоточенным, «жидким», боевым порядкам. Это существенно за­труднило управление войсками и замед­лило скорость их продвижения.

Но успехи доставались недешево. За неделю боев 1б-я Воздушная армия потеряла от зенитного огня и атак истре­бителей 148 штурмовиков, потери штур­мовых полков 2-й Воздушной армии со­ставили 107 самолетов.
Ил-2 в боевом строю.
Ил-2 в боевом строю.
По мере увеличения численности штурмовиков в советских ВВС и накопле­ния ими боевого опыта росла и резуль­тативность их действий. Если в 1941- 1942 годах Илы работали в основном мелкими группами от двух-трех до девя­ти-десяти самолетов, а иногда и отдель­ными машинами, то в 1943-1945 годах на задания нередко отправлялись целые полки, насчитывавшие по несколько де­сятков «летающих танков». Этим обеспе­чивалось гарантированное уничтожение целей и успешное подавление зенит­ных средств. На немцев такие массиро­ванные удары производили ошеломля­ющее впечатление. Становясь в круг над целью, Илы раз за разом пикировали на нее, сначала сбрасывая бомбы, по­том запуская ракеты, а потом щедро «до­бавляя» из пушек, пока скопления вра­жеских танков, артиллерийских орудий и автомашин не превращались в груды искореженного горящего металла.

Сокрушительная ударная мощь круп­ных соединений Ил-2 в полной мере проявилась летом 1944 года в ходе опе­рации «Багратион» по разгрому немец­ко-фашистских войск в Белоруссии.
«Летающие танки»  ил-2 ксс
«Летающие танки» много раз спасали жизни своих экипажей, возвращаясь из боя с тяжелейшими повреждениями. Этот самолет выдержал несколько прямых попаданий снарядов, но смог перелететь через линию фронта и совершить посадку на своей территории. Впоследствии он был отремонтирован.
Лесисто-болотистый характер этой мест­ности не позволял немцам рассредо­точивать свои войска, заставляя кон­центрировать их вдоль дорог, где они представляли собой отличную мишень для Илов. 27 июня в районе Бобруйска были окружены части 9-й армии Вер­махта. Противник намеревался идти на прорыв, но эта попытка была сорва­на советскими летчиками. 217 штурмо­виков и 175 бомбардировщиков 1 б-й Воздушной армии, сменяя друг друга, более полутора часов «утюжили» немец­кие войска, нанеся им огромные потери в живой силе и технике. Уцелевшие сол­даты и офицеры были настолько пода­влены, что вскоре прекратили сопротив­ление и сдались в плен.
Другая немецкая группировка попа­ла в окружение в районе Минска. О ее судьбе написал в донесении Верховно­му Главнокомандующему председатель Совнаркома Белоруссии П. К. Понома­ренко: «На днях мы осмотрели крупный укрепленный лагерь немцев юго-восточнее Минска, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. В нем най­дено более 5000 трупов немецких сол­дат и офицеров, свыше 5000 сожжен­ных автомашин, большое количество оружия и боеприпасов. Лагерь представ­ляет собой грандиозную картину побои­ща вражеской армии».
Подготовка бомб для подвески под Ил-2
Подготовка бомб для подвески под Ил-2
Таких же результатов добились штур­мовики 17-й Воздушной армии в Ясско- Кишиневской операции. Неудивительно, что гитлеровцы прозвали Ил-2 «Шварцтод», что в переводе означает «Черная смерть» или «Чума», а по воспоминани­ям некоторых немецких солдат - ветера­нов восточного фронта этот самолет имел у них и другую, не менее зловещую клич­ку «Фляйшер», то есть «Мясник». Среди немецких летчиков-истребителей штур­мовик Ильюшина носил прозвище - «Цементбомбер» или «Цементный бомбар­дировщик», присвоенное за то, что этот самолет с бронированным двигателем и кабиной было весьма нелегко сбить.

Основные потери двухместные Ил-2 несли не от истребителей, а от многочис­ленной зенитной артиллерии немцев, ведь от прямого попадания зенитного сна­ряда не спасала никакая броня. Но даже в этих случаях очень прочная и вынос­ливая конструкция Ила нередко спаса­ла жизни летчиков, позволяя «на честном слове и на одном крыле» дотянуть до сво­ей территории и совершить посадку.
наглядный результат боевой работы советских штурмовиков
наглядный результат боевой работы советских штурмовиков — раз­громленная немецкая автоколонна в Белоруссии.

Отдельного упоминания заслужива­ют действия штурмовиков над морем.
Ил-2 «Александр Суворов»
Ил-2 «Александр Суворов» летчика В. Алексухина
и стрелка А. Гатаюнова, лето 1943 года.

К середине 1943 года в составе совет­ского ВМФ насчитывалось 164 Ил-2, в том числе: 75 - на Черном море, 61 — на Балтике и 28 - в Заполярье. Они ата­ковали вражеские корабли в портах и в открытом море, а также поддержи­вали высадку десантов. Их боевая рабо­та осложнялась тем, что запас топлива Ил-2 не позволял осуществлять длитель­ное патрулирование и поиск противника вдали от берега, поэтому многие боевые вылеты были безрезультатными. А если врага удавалось обнаружить, экипажам приходилось прорываться сквозь плот­ный зенитный огонь, поскольку немец­кие военные корабли и транспорты всег­да имели мощные средства ПВО. И без того высокий риск усугублялся тем, что Ил-2 не был приспособлен для вынуж­денной посадки на воду - из-за тяже­лого бронекорпуса он тонул менее чем за полминуты. Тем не менее экипажи Ил-2 отправили на дно немало враже­ских судов, хотя и ценой высоких потерь, которые порой достигали 30% за вылет.
Экипаж Ил-2
Экипаж Ил-2 в составе летчика К. Рябова и стрелка И. Павлова.

Весной 1945-го рев моторов и гро­хот пушек Ил-2 раздавался над Веной, Белградом, Будапештом, Кенигсбер­гом и Берлином. «Летающие танки» кру­шили с неба последние очаги обороны противника, расчищая дорогу к побе­де советской пехоте. А три месяца спу­стя на Дальнем Востоке штурмовики 9-й, 10-й и 12-й Воздушных армий спо­собствовали молниеносному разгрому

Квантунской армии Японии, который за­вершил Вторую мировую войну. 879 летчиков штурмовой авиации за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 25 из них полу­чили это высокое звание дважды.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск