в Google+ Мы в Google+ Модификации Як-38 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

28.04.2013

Модификации Як-38

Як-36 в экспозиции музея ВВС в Монино.
Як-36 в экспозиции музея ВВС в Монино.

Опытные Як-36М


Построено четыре самолета, оснащенных катапультными креслами КЯ-М, спроек­тированными в ОКБ А.С. Яковлева. В ходе летных испытаний было принято решение об увеличении колеи основных опор шас­си, внесен ряд других конструктивных из­менений.

Серийный Як-38М


Подготовка к серийному производству СВВП на авиазаводе в Саратове началась в 1971 году, хотя решение о начале серийно­го производства было принято в 1973 году. Первый серийный Як-36М (Як-38) со­бран в 1974 году. Все серийные самоле­ты оснащались доработанными подъемны­ми двигателями РД36-35ВФ, количество подкрыльевых пилонов увеличили с двух до четырех. На первых десяти серийных са­молетах устанавливались кресла КЯ-1М, на всех последующих - К-36ВМ. На пер­вых серийных самолетах стояли стрелко­вые прицелы АСП-17БМЦ (от истребителя МиГ-17), начиная с восьмого самолета тре­тьей производственной серии, устанавлива­лись стрелковые прицелы АСП-ПФ-21 (как на МиГ-21ПФ). По ходу серийного произ­водства самолет совершенствовался, в част­ности, Як-38 получил подъемные двигатели РД36-35ВФР увеличенной тяги.


Як-38М


Модернизированный Як-38М спроекти­рован согласно Постановлению СМ СССР от 27 марта 1981 года. Первый из двух прототипов выполнил первый полет по полному профилю в феврале 1983-го. Государственные испытания самолета Як-38М завершены в 1985 году. На само­лете установлены подъемно-маршевый двигатель Р-28-300 с горизонтальной тя­гой 7100 кгс и два подъемных двигателя РД38 тягой по 3250 кгс. За счет прироста тяги максимальную взлетную массу уда­лось увеличить на 500 кг. В ассортимент вооружения введены УР «воздух - поверх­ность» Х-25МР. В серийном производстве Як-38М сменил Як-38 в 1983 году.
Як-38 из Музея техники В. Задорожного
Як-38 из Музея техники В. Задорожного, ранее этот самолет находился в коллекции музея ОКБ им. А. С. Яковлева.

Як-38У


Двухместный учебно-тренировоч­ный Як-38МУ предназначен для обуче­ния и тренировок летчиков самолетов Як-38/38М. Летные испытания прототипа спарки начались в марте 1973 года, Государ­ственные испытания завершены в 1977 году. От одноместного Як-38 спарка отличается уд­линенной на 1,4 м носовой частью фюзеля­жа, в которой оборудовали кабину для вто­рого члена экипажа. Построена ограниченная серия двухместных Як-38МУ, до ноября 1978 года самолет обозначался Як-З6МУ

Всего построено порядка 230 серийных самолетов Як-38, Як-38М и Як-38МУ.
Як-38
Як-38, музей ВВС в Монино.

Як-39


В первой половине 1980-х годов в ОКБ А.С. Яковлева велись работы по глубокой модификации СВВП Як-38М - самоле­ту Як-39, предназначенному для исполь­зования, прежде всего, в качестве ис­требителя. Як-39 унаследовал основные конструктивно-компоновочные особен­ности Як-38, но отличался крылом увели­ченной площади, а в носовой части фю­зеляжа предполагалось установить РЛС С-41Д, смонтировать встроенную пушку калибра 30 мм. Силовая установка Як-39, согласно проекту, состояла из подъемно­-маршевого двигателя Р28В-300 и двух подъемных двигателей РД-48. Разработ­ка самолета не вышла из проектной ста­дии отчасти по причине ограниченных возможностей в части поражения воз­душных целей, отчасти из-за приоритет­ности работ по самолету Як-41.

Формально самолеты Як-36 и Як-41 (Як-141) ничего общего с Як-38 не име­ют, но без упоминания этих машин история Як-38 полной быть не может.
Як-38У
Летная смена на ТАКР проекта 1143, на переднем плане Як-38У, посадку выполняет Як-38 или Як-38М.

Як-З6


Экспериментальный СВВП, послуживший отправным моментом для разработки лег­кого штурмовика Як-З6М (Як-38). Постро­ено четыре самолета - два для летных и два для наземных испытаний. Один летный про­тотип в настоящее время находится в музее ВВС в Монино.
Як-38
Як-38 на открытой площадке музея авиации авиабазы Таганрог 

Як-141


Самолет трагической судьбы Як-141 стал первым в мире полноценным сверхзву­ковым СВВП. Разработка палубного пере­хватчика вертикального взлета и посад­ки Як-41 началась на яковлевской фирме в 1978 году. Первый полет был заплани­рован на 1982 год, но по ряду объектив­ных и субъективных причин Як-41 впер­вые поднялся в воздух только в марте 1987 года (летчик-испытатель А.А. Сини­цын). Первый полет по полному профилю состоялся 13 июня 1990 года. К этому вре­мени проект видоизменился от перехват­чика Як-41 к многоцелевому Як-41 М. Са­молет сохранил схему силовой установки Як-38 - один подъемно-маршевый Р79 и два подъемных двигателя РД41, од­нако имел совершенно иную аэродинами­ку с двухкилевым оперением и новым кры­лом. Установка многорежимной РЛС «Жук» позволила использовать УР «воздух - воз­дух» и «воздух - поверхность» с радио­локационными ГСН. За период испытаний на Як-41 установлено 12 мировых авиа­ционных рекордов, превышена скорость М=1,8. Впервые публично Як-41 под «экс­портным» обозначением Як-141 проде­монстрировали на авиасалоне в Фарнборо в 1992 году. Российская действительность 1990-х годов не позволила довести са­молет и начать его серийное производ­ство, хотя Як-41 опережал пресловутый мировой уровень минимум на десять лет и обладал огромным потенциалом. США официально купили документацию на по­воротное сопло подъемно-маршевого двигателя СВВП Як-41 и использовали от­ечественный опыт при разработке много­целевого истребителя 5-го поколения F-35 «Лайтнинг II».

Построено четыре Як-41, два для лет­ных и два для наземных испытаний. Третий прототип потерпел аварию по вине летчика при посадке в октябре 1991 года на палу­бу ТАКР «Адмирал Кузнецов», самолет был отремонтирован и передан сначала в му­зей ОКБ им. А.С. Яковлева, а затем в Музей техники Вадима Задорожного. Второй про­тотип (первый летный) в настоящее время находится в музее ВВС в Монино.

До 85% была доведена постройка двух­местного учебно-тренировочного Як-41 У.
Як-141
Як-141 в 1990-е годы выставлялся на статической стоянке авиасалона МАКС в Жуковском.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск