в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация АИР-1 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

05.05.2013

Эксплуатация АИР-1

Юлиан Пионтковский
Летчик Юлиан Пионтковский выглядит усталым после своего рекордного многочасового беспосадочного перелета из Севастополя в Москву. За его спиной — АИР-1, специально переоборудованный для этого перелета. Передняя кабина закрыта фанерной крышкой, под которой вместо сиденья пассажира установлен дополнительный бензобак.
После успешного завершения испы­таний АИР-1 встал вопрос о даль­нейшем использовании этой ма­шины. Посовещавшись, А. С. Яковлев и летчик-испытатель Ю. И. Пионтковский решили совершить на ней рекордный пе­релет по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Москва. В руководстве Авиахима затею сочли довольно риско­ванной, поскольку на такие расстояния авиетки еще не летали, к тому же значи­тельную часть пути предстояло пройти над безлюдными местами, где в случае ава­рии ждать помощи было не от кого. Тем не менее АИР-1 и его создатель заслу­жили такое доверие, что вопреки мрач­ным прогнозам пессимистов перелет разрешили.

Яковлев и Пионтковский стартова­ли перед рассветом 12 июля 1927 года. Через несколько часов они приземли­лись в Харькове для дозаправки и ко­роткого отдыха, затем вновь отправи­лись в путь, а вечером уже плескались в теплой воде Севастопольской бухты.

19 июля Пионтковский отправил­ся в обратный путь. Теперь он летел один, а в передней кабине вместо си­денья установили дополнительный бен­зобак объемом 90 л, благодаря кото­рому АИР-1 долетел до Москвы без промежуточной посадки в Харькове. Дальность беспосадочного перелета со­ставляла 1420 км - почти на 600 км больше предыдущего мирового рекор­да для самолетов подобного класса, установленного в мае 1927 года фран­цузской авиеткой Caudron!

К сожалению, Советский Союз тогда еще не входил в Международную авиа­ционную федерацию - FAI, поэтому ре­корд Пионтковского не был официаль­но зарегистрирован на международном уровне.
АИР-2
А.С. Яковлев вставляет в петли один из проволочных шомполов, которыми закреплялись капоты на АИР-2. Справа - авиамеханик Б.Н. Подлесный, помогавший Яковлеву готовить к полетам его машины.
В сентябре АИР-1 решили испытать в качестве военной связной машины.

На маневрах Красной Армии, прохо­дивших под Одессой, он числился при штабе, доставляя приказы и привозя донесения от воинских частей. Несмо­тря на тяжелые погодные условия — сильный ветер и частые дожди, - все полеты завершились успешно. За вре­мя маневров с самолетом не случилось ни единой поломки. Так яковлевский «первенец» доказал свою пригодность для военного применения.

В дальнейшем АИР-1 совершал аги­тационные полеты по Подмосковью, ка­тая пассажиров и демонстрируя кре­стьянам успехи советской авиации.

Но деревянные машины с полотняной обшивкой очень недолговечны. За пару лет авиетка обветшала и вскоре была списана. Долгое время она пылилась на складе, но в 1 977 году сотрудники ОКБ Яковлева восстановили легендар­ный самолет. Теперь он занимает почет­ное место в экспозиции Музея техники Вадима Задорожного.

Следующим рекордсменом стал АИР-3. 6 сентября 1929 года летчик А.И. Филин с пассажиром - корре­спондентом газеты «Пионерская прав­да» А.Ф. Ковальковым — стартовали на нем из города Минеральные воды, а через 10 часов беспосадочного по­лета приземлились на Центральном аэродроме Москвы. 10 часов в про­дуваемых всеми ветрами тесных откры­тых кабинах были нелегким испыта­нием, но экипаж его выдержал. Длина пройденного маршрута составляла 1 750 км - очередной мировой рекорд, однако и это достижение за граница­ми СССР осталось тогда незамеченным и незарегистрированным.

Очень жаль, что время и люди не по­щадили ни АИР-2, ни АИР-3, ни АИР-4. Эти замечательные самолеты остались лишь на старинных фотографиях и ка­драх кинохроники.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск