в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Як-12 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

26.05.2013

Эксплуатация Як-12

Як-12М
В 1990-е годы многие давно списанные, но по разным причинам избежавшие отправки в металлолом Як-12М и Як-12А, попали в руки частных владельцев, которые вернули им способность подниматься в воздух. На снимке одна из таких машин в полете.

Як-12 не получил столь большого рас­пространения как его предшествен­ник У-2. Причин тому несколько. Во-первых, значительную часть его функ­ций взяли на себя появившиеся в нача­ле 1950-х годов вертолеты и более грузо­подъемные бипланы Ан-2. А во-вторых, после войны в СССР уже не велось такой массовой начальной подготовки пилотов как в предвоенный период.

Тем не менее в 1948-1966 годах в СССР и Польше было построено при­мерно 5000 экземпляров Як-12. Около 70% советских машин эксплуатирова­лось в «Аэрофлоте», а остальные посту­пили в Вооруженные Силы, ДОСААФ и другие организации. Спектр их граж­данского применения был весьма ши­рок. Они возили пассажиров между мел­кими населенными пунктами по всему Союзу - от Прибалтики до Средней Азии и Дальнего Востока, использовались лес­ной патрульной службой для поиска оча­гов лесных пожаров, доставляли на отда­ленные «точки» геологов и геодезистов.
Учебные Як-12Р и Як-12М со сдвоен­ным управлением активно применялись для подготовки гражданских пилотов.

К примеру, в 1958 году в Сасовском летном училище насчитывалось 59 та­ких машин. Этой же цели служили са­молеты, принадлежавшие аэроклу­бам ДОСААФ, но там их использовали еще и для выброски парашютистов (при этом правую дверь обычно снимали, а снаружи под дверным проемом укре­пляли широкую ступеньку).

Некоторые машины летали в Поляр­ной авиации, осуществляя ледовую раз­ведку, а одна из них добралась даже до Антарктиды. Отметился Як-12 и в ки­нематографе, в частности, в 1958 году он сыграл одну из главных ролей в из­вестном фильме «Последний дюйм».

С 1972 года Як-12 повсеместно на­чали списывать в связи с выработкой нормативных сроков службы и прекра­щением выпуска запчастей. Послед­ние из них вывели из эксплуатации в 1980 году. Тем не менее несколько де­сятков Як-12 разных модификаций со­хранилось до наших дней, причем мно­гие из них поддерживаются силами энтузиастов в рабочем состоянии и про­должают катать пассажиров, а также радуют своими демонстрационными полетами зрителей на различных авиа­ционных праздниках и аэрошоу.
Як-12М
Два Як-12М, принадлежавшие аэроклубам ДОСААФ. Снимки 1970-х годов. Оба самолета окрашены по армейскому стандарту, поскольку в случае войны эти машины подлежали мобилизации, а в мирное время на них обучали летчиков и парашютистов. У самолета на правом снимке почему-то закрашен бортовой номер.
 

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск