в Google+ Мы в Google+ Конструкция ТБ-3 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

09.06.2013

Конструкция ТБ-3

Двигатель М-34РН
Двигатель М-34РН, частично «препарированный» для осмотра его устройства. Хорошо видны цилиндры с поршнями, клапаны и шестеренчатый понижающий редуктор.

ТБ-3 — цельнометаллический четырехмоторный свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси и открытыми кабинами.


Фюзеляж: каркас фюзеляжа со­стоял из четырех лонжеронов, 19 шпанго­утов и промежуточных раскосов. Все эле­менты каркаса выполнялись из дюралевых труб и профилей, соединенных клеп­кой. Обшивка - гофрированные дюрале­вые листы. Фюзеляж имел переменное се­чение - от почти квадратного в носовой и центральной частях до трапециевидного с узкой нижней гранью в хвосте.

В самом носу находилась передняя стрелковая точка, под ней - застекленная кабина штурмана-бомбардира и штурмана-навигатора, а за ней - открытая ка­бина пилотов с двойным управлением. Между сиденьями пилотов был проход вперед - в штурманскую кабину, и на­зад - в кабину старшего борттехника с пультом управления двигателями. Да­лее сквозь фюзеляж проходили лонжеро­ны центроплана, между которыми нахо­дился бомбовый отсек, закрытый снизу откидными створками. Над бомбовым отсеком шел узкий лаз в хвостовую часть фюзеляжа.

Штурвал и приборная доска левого пилота.
 Справа внизу виден проход в штурманскую кабину.


За бомбовым отсеком располага­лась так называемая «общая кабина», в которой сидел радист с рацией и двое стрелков.

Крыло: трапециевидной формы и очень толстого профиля, у фюзеляжа его толщина достигала полутора метров, что позволяло при необходимости размещать внутри крыла людей и грузы. Также там проходил коридор для доступа в полете к стрелковым башням и моторам.
Борттехник ТБ-3
Борттехник ТБ-3 на своем рабочем месте.
Перед ним — панель управления двигателями. 

Основу силового набора составля­ли четыре ферменных лонжерона из дю­ралевых труб, а также нервюры из труб меньшего диаметра и швеллеров. Обшив­ка - гофрированный дюраль. Все элемен­ты каркаса и обшивки скреплялись между собой алюминиевыми заклепками.

На задней кромке крыла размещались четырехсекционные элероны щелевого типа, с внутренними весовыми баланси­рами. Элероны подвешивались к заднему лонжерону на шарикоподшипниках.
 двигателя М-17
Аэродромный осмотр двигателя М-17
За двигателем установлен маслобак

Силовая установка: самолеты ранних серий (более позд­ние описаны в следующем разделе) ос­нащались четырьмя 12-цилиндровыми двухрядными двигателями водяного ох­лаждения М-17 с двухлопастными дере­вянными винтами фиксированного шага диаметром 3,5 м.

Моторы размещались в общих гондо­лах с сотовыми радиаторами. Мотогондо­лы - единственные фрагменты самолета, имевшие не гофрированную, а гладкую обшивку. Охлаждение двигателей регу­лировалось поворотом передних створок жалюзи радиаторов, которыми управлял борттехник.
Подкрыльевая выдвижная стрелковая
 установка с пулеметом ДА.

Моторы запускались пневмостартерами, действующими от баллонов со сжа­тым воздухом, либо вручную, с помощью резиновой петли на палке, которой цепля­ли и проворачивали лопасти винтов.

Топливо (смесь бензина и бензо­ла или этилированный бензин) разме­щалось в четырех больших крыльевых баках емкостью по 1990 литров, скле­панных из дюраля. Четыре маслобака по 120 л были установлены в мотогондо­лах за двигателями.

Оперение: киль и стабилизатор по конструкции аналогичны крылу и эле­ронам. Крепление стабилизатора усили­валось парными стальными лентами-рас­чалками, шедшими к килю и фюзеляжу. Рули имели роговую аэродинамическую компенсацию.

Шасси: обычного типа с хвосто­вым костылем. Основные опоры - пира­мидальные, с дюралевыми подкосами и стальными полуосями. В стойки встрое­ны резиновые пластинчатые амортизато­ры. К полуосям крепились двухколесные тандемные тележки, колеса которых стояли с небольшим сдвигом, так что каждое шло по своей колее. Оси колес подрессорены, а сами колеса спицованные, диаметром 1,35 м. Зимой вместо колес монтировали лыжи. Хвостовой костыль - ориентирую­щийся, сварной из труб, со съемным сталь­ным башмаком, на который зимой наде­валась лыжа. Амортизатор - резиновый пластинчатый на заднем подкосе.
Подфюзеляжные бомбодержатели,
укрепленные между стойками шасси.

Вооружение: включало перед­нюю турель Тур-6, две перекатывающие­ся с борта на борт турели Тур-5 за задней кромкой крыла (обычно они стояли диа­гонально) и две выдвижные стрелковые башни Б-2 под крылом. На самолетах ран­них выпусков везде стояли одиночные пу­леметы ДА («Дегтярев авиационный») калибра 7,62 мм с дисковым питанием, в дальнейшем на турели начали устанав­ливать спарки пулеметов того же типа. Все спаренные установки имели запас по 24 диска, подкрыльевые - по семь. Башни Б-2 выдвигались и убирались вручную самими стрелками при помощи лебедок.

Стандартный запас бомб составлял 2000 кг, но в перегруз (за счет уменьше­ния запаса топлива) самолет мог подни­мать до пяти тонн боевой нагрузки.
башенные турели МВ-3
фюзеляжные башенные турели МВ-3, которые в конце 1930-Х годов ставили на некоторые экземпляры ТБ-3 взамен старых открытых турелей Тур-5, изображенных на нижнем снимке
Гондола водорадиатора ТБ-3
Гондола водорадиатора ТБ-3 с мотором М-34. Капот двигателя снят. Слева видна подкрыльевая пулеметная установка в убранном положении. Из-под крыла свисают только обтекатели ног стрелка.
задняя турель ТБ-3
вертикальное оперение и
задняя турель ТБ-3 с мотором М-34Р,
пулемет не установлен.
ТБ-3
двухколесная тележка шасси «ранних» модификаций ТБ-3. Спицовка заднего колеса закрыта колпаком (возможно, для защиты от грязи, летевшей из-под переднего колеса).





По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск