Истребитель И-3 — одноместный полутораплан смешанной конструкции с преобладанием древесины, оснащенный неубирающимся шасси и открытой кабиной.
Фюзеляж:
каркас состоял из четырех сосновых лонжеронов, четырех стрингеров и 13 фанерных шпангоутов. Два первых шпангоута обшивались листовым дюралем, выполняющим роль противопожарных перегородок. Каркас фюзеляжа покрывался выклеенной на болванке жесткой обшивкой из нескольких слоев тонкого березового шпона (так называемой скорлупой).
Обшивка состояла из двух половин - правой и левой. Они стыковались по продольной оси самолета при помощи фанерных накладок и крепились к каркасу омедненными шурупами, гвоздиками и клеем.
Капоты двигателя из профилированных дюралевых листов крепились к каркасу и мотораме с помощью шомполов или защелок. Хвостовая законцовка фюзеляжа представляла собой съемный дюралевый конус.
Обшивка состояла из двух половин - правой и левой. Они стыковались по продольной оси самолета при помощи фанерных накладок и крепились к каркасу омедненными шурупами, гвоздиками и клеем.
Капоты двигателя из профилированных дюралевых листов крепились к каркасу и мотораме с помощью шомполов или защелок. Хвостовая законцовка фюзеляжа представляла собой съемный дюралевый конус.
Приборная доска с вырезами, сквозь которые видны казенные части пулеметов и рычаги для перезарядки. По левому борту укреплены рукоятки управления двигателем. |
Крылья:
деревянные, двухлонжеронные, с фанерно-полотняной обшивкой. Лобовые части обоих крыльев до переднего лонжерона и корневая часть нижнего крыла покрывались фанерой, остальные поверхности - полотном. Верхнее крыло значительно больше нижнего и смещено вперед для улучшения обзора. С этой же целью в его задней кромке был сделан полукруглый вырез.
На верхнем крыле устанавливались элероны с дюралевыми каркасами и полотняной обшивкой. Крылья соединены между собой И-образными стойками из профилированных дюралевых труб и перекрестными стальными расчалками.
В центроплане верхнего крыла размещался расходный топливный бачок и расширительный водяной бачок системы охлаждения мотора.
на прототипе и первых экземплярах И-3 стояли импортные немецкие 12-цилиндровые двухрядные моторы водяного охлаждения BMW-VI. Большинство серийных машин оснащалось двигателями М-17, которые представляли собой советские лицензионные копии этого мотора.
Двигатель крепился к мотораме, состоявшей из двух массивных деревянных брусков. Он запускался пневмостартером, работавшим от встроенного баллона со сжатым воздухом или автостартером через храповик во втулке винта. При запуске топливо самотеком подавалось из крыльевого расходного бачка, а затем включался бензонасос, качавший горючее из основного фюзеляжного бака, установленного между двигателем и кабиной.
Основной элемент системы охлаждения - выдвижной сотовый радиатор. Поворачивая штурвальчик на левом борту кабины, летчик мог частично втягивать радиатор в днище фюзеляжа или опускать его наружу. Таким оригинальным способом регулировалась температура воды в системе и степень охлаждения двигателя.
Винт деревянный, двухлопастный. Фиксированного шага. Втулка закрыта дюралевым коком.
На верхнем крыле устанавливались элероны с дюралевыми каркасами и полотняной обшивкой. Крылья соединены между собой И-образными стойками из профилированных дюралевых труб и перекрестными стальными расчалками.
В центроплане верхнего крыла размещался расходный топливный бачок и расширительный водяной бачок системы охлаждения мотора.
Силовая установка:
на прототипе и первых экземплярах И-3 стояли импортные немецкие 12-цилиндровые двухрядные моторы водяного охлаждения BMW-VI. Большинство серийных машин оснащалось двигателями М-17, которые представляли собой советские лицензионные копии этого мотора.
Двигатель крепился к мотораме, состоявшей из двух массивных деревянных брусков. Он запускался пневмостартером, работавшим от встроенного баллона со сжатым воздухом или автостартером через храповик во втулке винта. При запуске топливо самотеком подавалось из крыльевого расходного бачка, а затем включался бензонасос, качавший горючее из основного фюзеляжного бака, установленного между двигателем и кабиной.
Основной элемент системы охлаждения - выдвижной сотовый радиатор. Поворачивая штурвальчик на левом борту кабины, летчик мог частично втягивать радиатор в днище фюзеляжа или опускать его наружу. Таким оригинальным способом регулировалась температура воды в системе и степень охлаждения двигателя.
Винт деревянный, двухлопастный. Фиксированного шага. Втулка закрыта дюралевым коком.
Раскапотированный двигатель М-17 Возле блока цилиндров установлен маслобак
|
Оперение:
смешанной конструкции. Киль - деревянный, выполнен заодно со скорлупой фюзеляжа. Каркасы стабилизатора и рулей - клепаный дюраль, обшивка - полотно. Для облегчения управления самолетом на различных режимах полета стабилизатор имел переменный угол установки. Управление перестановкой стабилизатора осуществлялось летчиком из кабины при помощи рукоятки, расположенной справа от сиденья.
Шасси:
стальная ферма с рифлеными обтекателями из дюралюминия. Основные опоры шасси выполнены в виде плоских рам, внутри которых находились пластинчатые резиновые амортизаторы. Полуоси шасси в центральной точке соединения имели общий шарнир, подкрепленный дополнительными подкосами.
Колеса спицованные, «мотоциклетного типа». Спицовка обычно закрывалась дюралевыми дисками-обтекателями с концентрическими или радиальными выколотками.
В зимнее время колеса заменяли фанерными лыжами с ясеневой подошвой.
Дополнял систему шасси хвостовой костыль, склепанный из дюраля с резиновой шнуровой амортизацией. Костыль был выполнен управляемым, он поворачивался синхронно с рулем направления для облегчения рулежки.
Колеса спицованные, «мотоциклетного типа». Спицовка обычно закрывалась дюралевыми дисками-обтекателями с концентрическими или радиальными выколотками.
В зимнее время колеса заменяли фанерными лыжами с ясеневой подошвой.
Дополнял систему шасси хвостовой костыль, склепанный из дюраля с резиновой шнуровой амортизацией. Костыль был выполнен управляемым, он поворачивался синхронно с рулем направления для облегчения рулежки.
Носовая часть фюзеляжа И-3 и стойки шасси. Хорошо видны линия разъема листов капота, выхлопные патрубки и колесо со спицами. |
Вооружение:
первые 75 экземпляров И-3 оснащались парами английских синхронных пулеметов «Виккерс» калибра 7,62 мм, снятых со списанных истребителей Martinsyde. В 1922 году сотню таких истребителей СССР закупил в Великобритании. В дальнейшем вооружение состояло из двух советских пулеметов ПВ-1 того же калибра. «Виккерс» и ПВ-1 представляли собой авиационные модификации известного армейского пулемета «Максим», переделанные под воздушное охлаждение. Пулеметы стояли над бензобаком, а их казенные части вдавались в кабину для облегчения перезарядки и устранения задержек прямо в полете.
Прицеливание осуществлялось с помощью телескопического прицела ОП-1 (копия английского прицела Aldis), размещенного в центре козырька кабины.
В дополнение к нему на правой стороне фюзеляжа перед козырьком ставили механический кольцевой прицел КП-5. Часть самолетов И-3 имела бомбодержатели для двух 25-фунтовых (девятикилограммовых) бомб, которые крепились к пятым нервюрам консолей нижнего крыла.
Прицеливание осуществлялось с помощью телескопического прицела ОП-1 (копия английского прицела Aldis), размещенного в центре козырька кабины.
В дополнение к нему на правой стороне фюзеляжа перед козырьком ставили механический кольцевой прицел КП-5. Часть самолетов И-3 имела бомбодержатели для двух 25-фунтовых (девятикилограммовых) бомб, которые крепились к пятым нервюрам консолей нижнего крыла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий