в Google+ Мы в Google+ История создания И-16 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

06.04.2013

История создания И-16

История создания И 16

На рубеже третьего и четвертого де­сятилетий XX века мировая ис­требительная авиация вступила в «эпоху перемен». Юркие маневрен­ные бипланы, которые господствова­ли в небе на протяжении 15 лет, начали уступать место скоростным монопланам. Преимущество в скорости позволяло ис­требителю овладеть инициативой, на­стигая и атакуя противника, а при необ­ходимости - в любой момент выходить из боя.

Одним из первых, кто понял значение скорости в воздушном бою и вопло­тил его в своем творении, был талантли­вый советский авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов. В 1932 году он в инициативном порядке присту­пил к проектированию истребителя монопланной схемы. К маю 1933-го про­ект, обозначенный ЦКБ-12, обрел свои очертания. Это был самолет с коротким и округлым фюзеляжем, форму которого диктовал звездообразный двигатель воз­душного охлаждения, и широким кры­лом, сопряженным с фюзеляжем с развитыми зализами.

Николай Николаевич Поликарпов.
Авиаконструктор Николай
Николаевич Поликарпов.
Проект содержал два поистине рево­люционных новшества - закрытую прозрачным фонарем кабину и убирающи­еся в полете основные стойки шасси, которые были применены на истреби­теле впервые в мире. За счет этих ново­введений Поликарпов рассчитывал зна­чительно уменьшить аэродинамическое сопротивление машины и таким образом сделать ее самой быстрой из всех боевых самолетов. Расчет конструктора полно­стью оправдался.

В середине 1933 года проектом заинтересовалось руководство ВВС и выде­лило финансирование, благодаря чему работа пошла гораздо быстрее. Уже в на­чале зимы первый опытный образец вы­катили на аэродром московского авиа­завода № 39, а 30 декабря тогда еще мало кому известный летчик-испытатель Валерий Чкалов впервые поднял в воз­дух будущую легенду советской авиации. Заводские испытания прошли успешно. Несмотря на то, что на самолете стоял относительно слабый мотор М-22 (ли­цензионная копия французского мото­ра «Гном-Рон-Юпитер»), ЦКБ-12 развил неплохую скорость 359 км/ч. Второй эк­земпляр, названный ЦКБ-12 бис и ос­нащенный гораздо более мощным аме­риканским мотором «Райт-Циклон» (в СССР налаживался его серийный вы­пуск под обозначением М-25 А), до­стиг скорости 437 км/ч - недоступной в то время ни одному отечественному и зарубежному истребителю. Это был настоящий триумф.
Опытный образец самолета ЦКБ 12
Опытный образец самолета ЦКБ-12 на испытаниях, аэродром Кача, весна 1934 года.
И хотя на государственных испытаниях выявился ряд недостатков - в част­ности, Чкалов отмечал неважный обзор из кабины, трудности с уборкой шасси и значительно усложнившееся в сравнении с привычными бипланами управление - их посчитали неизбежной платой за рекордные летные данные. В том же году самолет, получивший военное обо­значение И-16, запустили в серию сра­зу на двух заводах - № 39 и № 21. Московский завод, выпустив все­го 58 машин, уже в 1936 году перешел на выпуск иной продукции, и единствен­ным производителем боевых модифика­ций И-16 остался 21-й завод в Горьком (ныне Нижний Новгород). До завер­шения серийного выпуска в 1941 году из его цехов вышло 8434 самолета И-16.

В 1937 году к выпуску машины под­ключили построенный в Новосибирске авиазавод № 153, а в 1941 году - ростовский авиазавод № 458, переобору­дованный из автозавода. Эти предпри­ятия специализировались на постройке учебно-тренировочной модификации истребителя, обозначенной УТИ-4. Но­восибирск выпустил 1301 такой самолет, а Ростов - 356.
И-16

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск