Разработка истребителя 4-го поколения началась в ОКБ имени Микояна в начале 1970-х годов. Разработку перспективного фронтового истребителя разделили на две темы - создание тяжелого самолета (ТПФИ) и легкого самолета (ЛПФИ). Из ТПФИ получился Су-27, а результатом работы по ЛПФИ стал МиГ-29.
Задание предусматривало создание машины с летными характеристиками, не уступающими данным американских самолетов F-15, F-16 и YF-17 (позже получил обозначение F/A-18). Главной задачей самолета определили завоевание превосходства в воздухе над районом боевых действий сухопутных войск, второстепенной - нанесение ударов по наземным целям неуправляемым оружием днем в простых метеоусловиях.
Самолеты 4-го поколения нарушили традиционный путь развития авиации - гонку за скорость и высоту. Теперь приоритет получила маневренность, прежде всего, в вертикальной плоскости за счет высокой (более 1) тяговооруженности.
Опытный МиГ 29 в музее ВВС в Монино. |
Окончательный вариант, принятый к полномасштабному проектированию, сильно отличался от всех ранее построенных самолетов с маркой МиГ Самолет получил обозначение МиГ-29, или по классификации ОКБ - «изделие 9». Параллельно с конструкторами ОКБ Сухого микояновцы пришли к интегральной компоновке своего «изделия», однако «степень интегральное™» у МиГ-29 выражена меньше, чем у Су-27.
Конструкторам удалось добиться высочайших маневренных характеристик, а новые двигатели обеспечили «изделию 9» тяговооруженность на уровне 1,1. Даже сегодня во взлетной конфигурации без внешних подвесок МиГ-29 остается самым тяговооруженным самолетом в мире - не случайно в свое время выполнение петли со взлета считалось «визитной карточкой» пилотажной группы «Стрижи».
Опытный МиГ 29 с подвешенными УР «воздух - воздух» Р-27 и Р-6О. |
Пик опытно-конструкторских работ по ЛПФИ пришелся на 1974-1977 годы.
В испытаниях задействовали 19 опытных самолетов, включая двухместную машину. Первый прототип «9-01» впервые поднял в воздух 6 октября 1977 года старший летчик-испытатель фирмы А.В. Федотов. Предназначенные для испытаний двигателей второй («9-02») и четвертый («9-04») прототипы, оба - одноместные, разбились 15 июня 1978 года и 31 октября 1980 года - летчики А.В. Федотов и В.Е. Меницкий благополучно катапультировались. Самолет «изделие 9-03» стал прототипом спарки МиГ-29УБ. Остальные опытные машины использовались для отработки различных бортовых систем.
В ходе испытаний выяснилось, что самолет обладает недостаточной путевой устойчивостью, поэтому пришлось установить подфюзеляжные кили. На серийных самолетах, начиная с четвертой серии, вместо установки подфюзеляжных килей была увеличена площадь рулей направления (подфюзеляжные кили не устанавливались).
По программе летных испытаний 19 прототипов выполнили порядка 2000 полетов.
Серийное производство МиГ-29 началось в 1982 году на старейшем отечественном авиазаводе «Знамя труда», расположенном в Москве на Ходынке. Окончательная сборка и облет самолетов выполнялись в Луховицах. До прекращения массового производства в 1990 году завод построил более 1000 МиГ-29 вариантов «9-12» и «9-13», порядка 300 (главным образом, «9-12») из них поставлены на экспорт. Несомненно, количе ство построенных МиГ-29 могло быть намного больше, но в 1990-е годы ВВС РФ сделали ставку на развитие Су-27. Малыми сериями на экспорт МиГ-29 выпускались в 1990-е годы и начале 2000-х.
В общей сложности построили примерно 1 500 МиГ-29 всех модификаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий