МиГ-31Б выруливает на старт. |
МиГ-25МП («изделие 83», Е-155МП)
Два прототипа МиГ-25МП были построены на ММЗ «Зенит» (опытное производство ОКБ Микояна). Первый опытный самолет совершил первый полет 16 сентября 1975 года, летчик А.В.Федотов; второй самолет (бортовой номер «832») впервые поднялся в воздух в мае 1976 года под управлением П.М. Остапенко. Прототипы имели ряд существенных отличий от последующих самолетов.
МиГ-31 («изделие 01»)
Серийное производство МиГ-31 началось на заводе в Горьком (ныне Нижегородский авиастроительный завод «Сокол») в 1977 году.
МиГ-31 («изделие 01 ДЗ»)
При разработке «изделия 01ДЗ» - МиГ- 31 с системой дозаправки в воздухе - был использован опыт, накопленный при создании и испытаниях системы дозаправки в воздухе самолетов МиГ-25ПДЗ/РБВДЗ/ РБШДЗ. На первой машине монтировалась только штанга топливоприемника, самолет использовался для отработки методики стыковки с танкером Ил-78. Второй опытный самолет мог принимать топливо в полете, но не имел навигационного оборудования, необходимого для выхода в точку встречи с заправщиком. Первым перехватчиком, полностью оборудованным для дозаправки в воздухе, стал МиГ-31 с бортовым номером «592», который первым из российских истребителей пролетел над Северным географическим полюсом и над Северным магнитным полюсом (экипаж - Р. Таскаев и Л. Попов); в полете дважды выполнялась дозаправка в воздухе.
С1990 года все изготовленные в Нижнем Новгороде МиГ-31 оснащались системами дозаправки в воздухе. От ранее выпускавшихся самолетов МиГ-31 с системой дозаправки внешне отличается только наличием штанги топливоприемника. Неофициально МиГ-31 с системой дозаправки называют МиГ-31ДЗ.
МиГ-31 ДЗ, вид справа. |
МиГ-31 Б («изделие 01 Б»)/ МиГ-31 БС («изделие 01БС»)
Появление МиГ-31Б связано со шпионской деятельностью. В1985 году КГБ арестовало А. Толкачева, передавшего американцам данные по системам управления оружием истребителей МиГ-29 и МиГ-31, а также о ракете Р-33. В результате на МиГ-31 заменили систему управления оружием и систему государственного опознавания, модернизировали ракеты Р-33 в вариант Р-ЗЗС, доработали бортовую аппаратуру РЭБ. Модернизированный самолет получил обозначение МиГ-31Б, его производство началось в Горьком в 1991 году. В ходе планового ремонта до уровня МиГ-31Б модернизировали ранее выпущенные перехватчики, переоборудованные самолеты получили обозначение МиГ-31 БС («С» -строевой).
В одном строю МиГ-31 Б, МиГ-25ПУ и МиГ-31 |
МиГ-31 (разработанный в Горьком)
В инициативном порядке группа инженерно-технических работников Горьковского авиационного завода под руководством главного конструктора Е.И. Миндрова разработала вариант модернизации серийного перехватчика. Доработки были направлены на облегчение конструкции и улучшение технологичности производства самолета, значительным изменениям подверглась топливная система. Модернизацию прошел один самолет. Летные испытания показали, что в результате изменения местоположения топливных баков, сместился центр тяжести самолета, что ухудшило устойчивость и управляемость перехватчика.
МиГ-31 М («изделие 05»)
МиГ-31М представляет собой глубокую модификацию исходного варианта. Самолет получил крыло с корневыми наплывами большей площади, в гаргроте большего размера разместили топливный бак увеличенной на 300 л емкости. Площадь остекления правой стороны фонаря кабины уменьшена для создания эффекта «темной кабины», а площадь остекления фонаря кабины летчика увеличена за счет установки монолитного козырька фонаря кабины; носовой обтекатель антенны РЛС наклонен вниз на 7° по отношению к продольной оси самолета для улучшения обзора из кабины летчика вниз и вперед, сам обтекатель имеет больший диаметр; на нижней поверхности фюзеляжа имеются гнезда для размещения в полуутолпленном положении не четырех (как на МиГ-31), а шести ракет «воздух - воздух» большого радиуса действия; пушка отсутствует; штанга топливоприемника перенесена на правый борт; двигатели разнесены на большее расстояние от продольной оси самолета; увеличена площадь рулей направления. На седьмом прототипе на концах крыла устанавливались сигарообразные контейнеры с аппаратурой РЭБ, для увеличения путевой устойчивости в хвостовой части контейнеры имели вертикальные поверхности треугольной формы. На МиГ-31М установлена усовершенствованная РЛС «Заслон-М»; в состав приборного оборудования обеих кабин введены многофункциональные электронные индикаторы; органы управления самолетом в кабине штурмана не установлены, так же как и перископ обзора передней полусферы. В состав системы управления оружием вместо убираемого теплопеленгатора интегрированы оптико-электронная обзорно-прицельная система и лазерный дальномер. Ассортимент вооружения расширен за счет новых ракет «воздух -воздух» среднего радиуса действия РВВ-АЕ, малого радиуса Р-73, модернизированного варианта УР Р-33 - ракеты Р-ЗЗС, и новой ракеты сверхбольшой дальности. Увеличение взлетной массы перехватчика в какой-то мере компенсируется установкой более мощных двигателей Д-30Ф6.
Все шесть МиГ-31М построены на заводе в Нижнем Новгороде. Первый самолет предназначался для статических испытаний, второй прототип (первый летный) выполнил первый полет 21 декабря 1985 года. Государственные испытания перехватчика завершились в апреле 1994 года.
В 1987 году изготовлено два МиГ-31 в варианте носителя противоспутникового оружия. Самолеты разработаны на основе МиГ-31М. Вооружение состоит из одной ракеты. Запуск ракет должен выполняться при выходе перехватчика на «динамический потолок».
В течение многих лет никакой информации о самолетах МиГ-31Д в российских СМИ не появлялось, но в июне 2009 года появились краткие сообщения о возобновлении работ по данной программе.
Аббревиатура «ЛЛ» традиционно расшифровывается как «летающая лаборатория».
Перехватчик МиГ-31 с бортовым номером «79» красного цвета используется в ЛИИ для испытания новых катапультных кресел. Катапультирование производится из задней кабины.
Один серийный перехватчик МиГ-31 был модернизован в экспортный вариант. В ходе доработки на самолете установили упрощенное БРЭО, ракеты Р-33 заменили экспортным вариантом с намеренно ухудшенными характеристиками. Перехватчик МиГ-31Э демонстрировался на различных авиасалонах, начиная от Берлинского ILA’92 и заканчивая МАКС 99.
На Парижском авиасалоне 1995 года в экспозиции МАПО-МиГ была представлена информация по многоцелевому самолету МиГ-31Ф. Сообщалось, что наряду с полным сохранением возможностей серийного МиГ-31 по перехвату воздушных целей, новый вариант сможет поражать наземные цели высокоточными боеприпасами с радиокомандным, радиолокационным, лазерным или телевизионным наведением. Многоцелевой вариант разрабатывался под экспортные заказы, которых, однако, не последовали. Предусматривалось использование на самолете БРЭО западного производства.
Платформой для модернизации перехватчика в многоцелевой самолет, способный работать не только по воздушным целям, но и «по земле», в этих условиях был выбран МиГ-31Б. Работы по МиГ-31БМ начались в 1997 году.
Самолет оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию системы управления вооружением «Заслон-М». Первый публичный показ МиГ-31БМ состоялся 12 января 1999, одновременно с демонстрацией прототипа истребителя 5-го поколения «МФИ» («изделие 1.44»).
Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-ЗЗС или Р-37. МиГ-31БМ также способен нести до 4 ракет РВВ-АЕ (Р-77) на подкрыльевых узлах. В ассортименте вооружения для поражения малоскоростных воздушных целей сохранены две УР Р-40ТД.
В ассортимент вооружения самолета входят противорадиолокационные ракеты Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельные УР Х-31А (до шести), ракеты класса «воздух - поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
МиГ-31М, Авиасалон МАКС, 1990-е годы. |
МиГ-31 Д («изделие 07»)
В 1987 году изготовлено два МиГ-31 в варианте носителя противоспутникового оружия. Самолеты разработаны на основе МиГ-31М. Вооружение состоит из одной ракеты. Запуск ракет должен выполняться при выходе перехватчика на «динамический потолок».
В течение многих лет никакой информации о самолетах МиГ-31Д в российских СМИ не появлялось, но в июне 2009 года появились краткие сообщения о возобновлении работ по данной программе.
МиГ-31 Б, полеты на «потолок» летчики и штурманы выполняют в высотно-компенсирующих костюмах и гермошлемах. |
МиГ-31 ЛЛ
Аббревиатура «ЛЛ» традиционно расшифровывается как «летающая лаборатория».
Перехватчик МиГ-31 с бортовым номером «79» красного цвета используется в ЛИИ для испытания новых катапультных кресел. Катапультирование производится из задней кабины.
МиГ-31Э
Один серийный перехватчик МиГ-31 был модернизован в экспортный вариант. В ходе доработки на самолете установили упрощенное БРЭО, ракеты Р-33 заменили экспортным вариантом с намеренно ухудшенными характеристиками. Перехватчик МиГ-31Э демонстрировался на различных авиасалонах, начиная от Берлинского ILA’92 и заканчивая МАКС 99.
МиГ-31Ф
На Парижском авиасалоне 1995 года в экспозиции МАПО-МиГ была представлена информация по многоцелевому самолету МиГ-31Ф. Сообщалось, что наряду с полным сохранением возможностей серийного МиГ-31 по перехвату воздушных целей, новый вариант сможет поражать наземные цели высокоточными боеприпасами с радиокомандным, радиолокационным, лазерным или телевизионным наведением. Многоцелевой вариант разрабатывался под экспортные заказы, которых, однако, не последовали. Предусматривалось использование на самолете БРЭО западного производства.
У МиГ-31 в отличие от ДЗ/Б отсутствует топливоприемник системы дозаправки в воздухе. |
МиГ-31 ФЭ/БМ
Платформой для модернизации перехватчика в многоцелевой самолет, способный работать не только по воздушным целям, но и «по земле», в этих условиях был выбран МиГ-31Б. Работы по МиГ-31БМ начались в 1997 году.
Самолет оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию системы управления вооружением «Заслон-М». Первый публичный показ МиГ-31БМ состоялся 12 января 1999, одновременно с демонстрацией прототипа истребителя 5-го поколения «МФИ» («изделие 1.44»).
Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения - до 280 км. МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, шесть из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-ЗЗС или Р-37. МиГ-31БМ также способен нести до 4 ракет РВВ-АЕ (Р-77) на подкрыльевых узлах. В ассортименте вооружения для поражения малоскоростных воздушных целей сохранены две УР Р-40ТД.
В ассортимент вооружения самолета входят противорадиолокационные ракеты Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельные УР Х-31А (до шести), ракеты класса «воздух - поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.
МиГ-31БМ, снимок сделан 12 января 1999 года во время первого публичного показа прототипа истребителя «1.44». |
Комментариев нет:
Отправить комментарий