в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация МиГ-3 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

09.05.2013

Эксплуатация МиГ-3

МиГ-3
МиГ-3 с тактическим номером «В» на руле направления выруливает на взлет. Створка водорадиатора полностью открыта. Самолет покрыт импровизировнным черно-зеленым камуфляжем, который кое-где «налезает» на голубой цвет нижних поверхностей.

МиГ-1 и МиГ-3 начали прибы­вать в строевые части в январе 1941 года. К началу войны в за­падные военные округа их поступило в об­щем счете 917 штук, то есть гораздо боль­ше, чем Яков и ЛаГГов вместе взятых.

По количеству их опережали только истре­бители И-16 и И-153. Но, к сожалению, большинство МиГов появилось на пригра­ничных аэродромах лишь в апреле, мае и начале июня, а потому летчики не успе­ли до войны освоить эти машины. В ряде полков к полетам на них вообще не присту­пали, а в большинстве других отработали только взлет, посадку и полеты по просто­му маршруту. Почти нигде не проводилось учебных воздушных боев и стрельб по ми­шеням, никто не летал ночью и в сложных метеоусловиях.
Группа летчиков возле МиГ-3
Группа летчиков возле МиГ-3 на подмосковном аэродроме. Самолет в заводской зимней окраске, которая отличалась от «аэродромной» более высоким качеством. Под крылом виден бомбодержатель.

Боевая подготовка осложнялась еще и тем, что ранний МиГ-3, с задней цен­тровкой и без предкрылков, был до­вольно опасен. При малейших от­клонениях от допустимых режимов он моментально срывался в штопор.

По словам ветерана войны генера­ла авиации Н.Г Захарова, этот самолет никогда не прощал ошибок. Средний пилот на нем автоматически переходил в разряд слабых, а малоопытный просто не мог на нем летать.

К сказанному необходимо доба­вить, что первые МиГи имели массу производственных дефектов, вызван­ных спешкой при их внедрении в се­рию. Пулеметы часто отказывали, текла гидравлика, моторы АМ-35 при работе «плевались» маслом, которое забрызги­вало фонарь кабины и ухудшало обзор. Постоянно перегорали свечи, их прихо­дилось менять буквально через каждые три часа работы.
Ремонт МиГ-3
Ремонт МиГ-3 в ленинградских авиа¬мастерских, зима 1941 года. Несмотря на блокаду, голод и перебои с электри¬чеством, работа по восстановлению поврежденных в боях машин не пре¬кращалась ни на один день. 

На этом фоне вполне закономерен огромный урон, понесенный в первые дни войны нашими авИАПолками, едва успевшими перевооружиться на МиГи. Уже к утру 24 июня из 917 МиГ-3 в строю осталось всего 234. Сотни машин погибли под бомбами, так и не поднявшись в воздух, или рухнули на землю, пробитые пулями, посколь­ку пилоты еще не научились на них во­евать. Неисправные самолеты при от­ступлении приходилось уничтожать или просто оставлять на аэродромах, если времени не хватало даже на то, чтобы их сжечь.

Но и в эти страшные дни катастро­фы МиГ-3 показал, на что он спосо­бен в умелых руках. Политрук Соколов из 129-го ИАП уже в 4 часа утра 22 июня в первом же боевом вылете сбил на МиГе свой первый «мессер». Возможно, это вообще была первая победа, одержан­ная советским летчиком в Великой Оте­чественной войне. Пилоты 28-го ИАП в первый день войны сбили над Львовом четыре вражеских бомбардировщика, а 23 июня капитан Карманов из 4-го ИАП в одиночку сбил два Мессершмитта. Оба немецких летчика выпрыгнули с парашютами и попали в плен.

И все же, несмотря на отдельные успехи, картина боевого применения МиГ-3 во фронтовой авиации в целом была безрадостной. Гораздо лучше он проявил себя в частях ПВО. Эти пол­ки, укомплектованные опытным летным составом, меньше страдали от аварий и катастроф, вызванных «строптивым нравом» МиГа. Благодаря своей подго­товке их пилоты могли успешно воевать днем и ночью. К тому же в противовоз­душной обороне высотность истреби­теля имела особое значение, посколь­ку немецкие бомбардировщики, чтобы обезопасить себя от зениток, предпочи­тали летать на больших высотах.
Воздушный патруль МиГ-3 фото
Воздушный патруль МиГов защищает небо Москвы, осень 1941 года. Самолеты пролетают над Кремлем, у них под крыльями укреплены подвесные топливные баки, позволявшие увеличить время патрулирования.

Полки, вооруженные МиГ-3, сы­грали неоценимую роль в защите Мо­сквы и Ленинграда от вражеских бомб. Если бы не они, то разрушений и смер­тей в этих городах было бы гораздо больше. После первого массирован­ного налета на Москву, совершенно­го в ночь на 22 июля, немцам пришлось «списать в расход» не менее семи двух­моторных бомбардировщиков. Как ми­нимум трех из них вогнали в землю пи­лоты МиГов. Старший лейтенант Чулков расстрелял Хейнкель-111, который рух­нул в районе Истры. Другой Хейнкель, сбитый лейтенантом Кухаренко, упал в Голицыно, еще один был сбит капита­ном Байкаловым над Пресней.

К декабрю 1941 года МиГ-3 состав­ляли более трети самолетного парка со­ветской ПВО, но после прекращения производства машины их число посте­пенно стало снижаться. Тем не менее они активно применялись при отраже­нии вражеских налетов на тыловые го­рода в 1942-1943 годах. Последние МиГи были списаны из-за износа и от­сутствия запчастей в июне 1944-го. Со­гласно официальным советским дан­ным, пилоты МиГ-3 из частей ПВО за годы войны сбили 710 вражеских са­молетов, 43 из них — ночью. Это наи­высший результат из всех типов само­летов, когда-либо служивших в нашей противовоздушной обороне.
МиГ-3 фото
Один из многих МиГов, сбитых в тяжелых воздушных боях летом 1941-го. К сожалению, их пилоты еще не имели достаточных навыков, знаний и опыта, чтобы полностью раскрыть боевой потенциал своих машин

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:
 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

Интересно? Подпишись!

Поиск