МиГ-23МЛ. На фюзеляже смонтирован блок выброса помех БВП-50-60. |
Прототипы («изделие 23-11»)
Построено три самолета (23-11/1 - 23-11/3). На прототипах установлен ТРДФ Р-27Ф-399 тягой на форсаже 7800 кгс; в ходе испытаний «23-11/1» переоснастили сначала ТРДФ Р-44 тягой на форсаже 9000 кгс, затем Р-47 тягой на форсаже 10000 кгс. РЛС «Сапфир-23» впервые установлена на «23-11/3». Прототипы использовались для снятия летных характеристик, оценки устойчивости и управляемости. В 1968 году с «23-11/1» выполнялись пуски ракет К-13 (Р-13) и К-23 (Р-23), самолет мог нести до четырех ракет (две под фюзеляжем и две под неподвижной частью крыла), пушка не ставилась. По программе летных испытаний «23-11/1» выполнил 97 полетов, испытания завершены в июле 1968 года. В настоящее время первый прототип находится в музее ВВС в Монино.
МиГ-23С («изделие 23-11»)
Первый серийный вариант истребителя МиГ-23 оснащен ТРДФ Р-27Ф-300 тягой на форсаже 7800 кгс (часть МиГ-23С получила ТРДФ Р-27Ф2-300 тягой на форсаже 10200 кгс); установлена РЛС «Сапфир-21», теплопеленгатор отсутствует, крыло прямое по передней кромке с предкрылками. Вооружение - встроенная пушка ГШ-23Л и четыре УР «воздух - воздух» Р-3 и/или Р-13М. Первый полет на МиГ-23С выполнил А.В. Федотов 21 мая 1969 года. Полноценный комплект целевого оборудования впервые установлен на пятом МиГ-23С. В 1969-1970 годах построены примерно 50 МиГ-23С.
Первый опытный МиГ-23С, вид спереди. Под левой консолью крыле подвешена УР Р-23Р, под правой - Р-23Т. |
МиГ-23М («изделие 23-11 М»)
Самая массовая серийная модификация. От МиГ-23С отличается крылом модификации 2 с увеличенной хордой и «зубом» на передней кромке подвижной консоли, предкрылки отсутствуют. В ходе доработок большую часть МиГ-23М переоснастили крылом модификации 3 с «зубом» и отклоняемыми носками. Силовая установка - ТРДФ Р-29-300 тягой на форсаже 12 500 кгс. Оснащен обзорно прицельной системой С-23Д, включающей РЛС «Сапфир-23Д», теплопеленгатор ТП-23 и коллиматорный прицел АСП-23Д. РЛС «Сапфир-23» стала первым советским радиоприцелом, способным выделять и сопровождать воздушные цели на фоне земной поверхности. В состав вооружения введены УР «воздух - воздух» Р-23Р, Р-23Т и Р-60. Емкость топливных баков доведена до 4700 л за счет установки четвертого фюзеляжного бака (фюзеляж удлинен на 860 мм). Первый полет на МиГ-23М выполнил А.В. Федотов в 1972 году.
МиГ-23МС
Экспортный вариант истребителя МиГ-23М с упрощенным составом БРЭО, РЛС «Сапфир-21», способный применять только УР «воздух - воздух» малой дальности (Р-13, Р-ЗР/Т). Первый полет выполнил в 1973 году.
Опытный МиГ 23 МС. |
МиГ-23МФ
Экспортный вариант истребителя МиГ-23М, предназначенный для поставок в страны Варшавского договора. ОтМиГ-23М отличается незначительно упрощенным составом БРЭО; оснащен РЛС «Сапфир-23Э». Первый полет выполнил в 1977 году.
МиГ-23МЛ («изделие 23-12»)
МиГ-23П («изделие 23-14»)
Модификация МиГ-23МЛ для авиации ПВО страны; оснащен системой наведения на цель по командам с наземных КП ПВО и линией обмена информацией с наземным КП.
МиГ-23МЛА
Развитие МиГ-23П, предназначен для ВВС. Оснащен облегченной РЛС «Сапфир- 23МЛА», в элементной базе которой широко использованы полупроводники; установлен теплопеленгатор ТП-264, в состав вооружения введены УР Р-24Р/Т, а со временем - Р-73. В 1978-1983 построено около 1100 МиГ-23МЛА.
МиГ-23МЛД («изделие 23-18»)
В МиГ-23МЛД на авиаремонтных заводах ВВС дорабатывались МиГ-23МЛ, внешне «МЛД» от «МЛ» отличается наплывами на неподвижных частях крыла и генераторами вихрей на ПВД. Оборудован системой ограничительной сигнализации (предупреждения о сваливании) СОС-3-4; стреловидность крыла в маневренном положении изменена с 45° на 33°. Оборудован аппаратурой пассивной самообороны. Серийное производство началось в 1984 году; построена сравнительно небольшая партия. Большинство «МЛД» переделаны из «МЛ».
МиГ-23МЛ, установленный на постаменте в Твери. |
МиГ-23УБ («изделие 23-51»)
Двухместный учебно-тренировочный самолет, спроектированный на основе МиГ-23С. Оснащен ТРД Р-27Ф2М-300. Кабина инструктора (вторая) оборудована за счет уменьшения объема фюзеляжного топливного бака №1. Установлена РЛС РП-21 (в строевых частях РЛС обычно демонтировали); в передней кабине смонтирован оптический прицел АСП-ПФД; управление самолетом полностью дублировано. В ходе доработок и серийного производства на спарки последовательно устанавливались крылья модификаций 1, 2 и 3.
На самолетах поздней постройки допускалась возможность подвески ПТБ на подкрыльевых пилонах в дополнение к подфюзеляжному ПТБ. Первый полет на МиГ-23УБ выполнил в 1969 году летчик-испытатель М.М. Комаров. Самолет строился серийно на авиазаводе в Иркутске в 1970-1978 годах.
Первый опытный МиГ-23УБ («23-51»). |
МиГ-23УМ
Двухместный учебно-тренировочный самолет, спроектированный на основе МиГ-23МЛ, строился серийно.
МиГ-23УМ 968-го иап 16-й Воздушной армии, снимок начала 1990-х годов |
МиГ-23Б/БН/БМ/БК
Ударные варианты истребителя МиГ-23, их развитием стал истребитель-бомбардировщик МиГ-27. Основное внешнее отличие от истребителей МиГ-23 - «утинообразная» носовая часть фюзеляжа, в которой вместо РЛС установлен прицельно-навигационный комплекс «Сокол-23С», обеспечивающий применение управляемого оружия класса «воздух - поверхность».
МиГ-23-98
МиГ-23-98 создан в конце 1990-х годов в надежде на получение экспортных заказов по модернизации ранее построенных истребителей МиГ-23. Допускается установка РЛС «Москит-23» и «Москит- 21 К», в СУВ интегрированы УР «воздух - воздух» Р-27Р/Т и РВВ-АЕ, противокорабельные ракеты Х-31. Опытный самолет МиГ-23-98 выполнил первый полет в 1999 году. Из-за отсутствия заказов работа развития не получила.
На основе МиГ-23 было создано несколько летающих лабораторий, использовавшихся ЛИИ и специализированными НИИ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий