в Google+ Мы в Google+ Эксплуатация Ил-4 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

06.04.2013

Эксплуатация Ил-4

Ил-4 фото
Ил-4 с глушителями-пламегасителями на выхлопных патрубках.
Первые ДБ-3Ф начали поступать в полки Дальнебомбардировочной авиации (ДБА) весной 1940 года.

К началу Великой Отечественной войны в западных военных округах насчитыва­лось уже 1122 таких самолета вместе с бо­лее ранними модификациями ДБ-3.

Наиболее мощным и боеспособным соединением ДБА был 3-й авиакорпус Резерва главного командования, уком­плектованный опытными экипажами — ветеранами финской войны, и полностью перевооруженный на ДБ-3Ф. В четырех его полках к утру 22 июня 1941 года чис­лилось 203 новых ильюшинских бомбар­дировщика, из них 158 боеготовых.

Заправка Ил 4.
Заправка Ил-4 бензином перед боевым вылетом.
В тот же день корпус принял боевое крещение, сбросив бомбы на немецкие танковые и моторизованные колонны.

К сожалению, этот налет обошелся нам очень дорого. Из 70 участвовавших в нем бомбардировщиков 22 не вернулись, почти все они были сбиты.

Оказалось, что ДБ-3Ф не способны са­мостоятельно отбиваться от Мессерш- миттов. Им требовался истребительный эскорт, но истребителей не было — боль­шинство из них сгорело на аэродро­мах или погибло в воздушных боях первых дней войны. Между тем, тяже­лая обстановка на фронтах вынуждала раз за разом отправлять экипажи даль­них бомбардировщиков на выполнение несвойственной им задачи — атаковать немецкие танки и мотопехоту. Причем атаковать днем и с малых высот, чтобы повысить точность бомбометания. Потери были огромны, порой в боевых выле­тах гибли целые эскадрильи, а 30 июня 34 экипажа заплатили своими жизня­ми за разрушение немецких переправ в районе Двинска.
Ил 4 Т
Ил-4Т с подвешенной под фюзеляжем морской миной АМГ-1.

Под угрозой полного уничтожения стратегической авиации советское ко­мандование 3 июля запретило исполь­зовать ее в светлое время суток. Однако этот запрет соблюдался далеко не всег­да. На особо угрожающих участках фронта ДБ 3 и ДБ-ЗФ продолжали от­правлять в дневные налеты. В результа­те к концу июля в четырех корпусах ДБА остались всего 75 боеспособных ма­шин. Но авиазаводы и летные училища продолжали работать, постепенно вос­полняя потери.

Только в августе ДБ-3Ф начал приме­няться по своему прямому назначению - в качестве дальнего стратегического бомбардировщика. И первый же опыт та­кого применения принес долгожданный успех. В ночь с 7 на 8 августа группа со­ветских самолетов, стартовав с аэродрома на острове Эзель и пролетев 900 км над вражеской территорией, впервые с на­чала войны сбросила бомбы на Берлин. Это было чрезвычайно важное знаковое событие: советская авиация продемон­стрировала всему миру, что она не только жива, но и способна наносить удары в са­мое сердце рейха. Немцы были настоль­ко ошеломлены, что поначалу приписа­ли бомбардировку англичанам, но штаб английских ВВС заявил, что в ту ночь ан­глийские самолеты Берлин не бомби­ли. В первом налете участвовали толь­ко ДБ-3, а 11 августа к рейдам на Берлин подключились и ДБ-3Ф. Всего было со­вершено девять налетов, последний со­стоялся 5 сентября.
Камуфлированный Ил 4
Камуфлированный Ил-4 с накладными ребрами жесткости. На самолете отсутствует бортовой номер и звезды на фюзеляже. 

К зиме 1941-1942 годов полки даль­ней авиации полностью перешли на ноч­ные налеты, благодаря чему потери рез­ко уменьшились. 5 марта 1942 года ДБА преобразовали в Авиацию Дальне­го Действия (АДД), подчиненную непо­средственно Генштабу РККА. АДД состо­яла из восьми авиадивизий, пять из них были вооружены ДБ-3Ф, недавно пере­именованными в Ил-4. Еще две дивизии на Ил-4 остались во фронтовом подчи­нении. Им иногда по-прежнему прихо­дилось бомбить днем, но теперь бом­бардировщики летали с истребительным прикрытием и работали с больших вы­сот, поэтому потери были относительно невелики - в среднем по два самолета на 100 боевых вылетов.

Летом 1942 года АДД начала совер­шать регулярные массированные на­леты на стратегически важные объек­ты в глубоком вражеском тылу. В ночь с 19 на 20 июля экипажи 17-й авиади­визии бомбили Кенигсберг. Рейд пол­ностью удался, на аэродром не вернул­ся только один самолет. 24 и 26 июля, а также 18 и 20 августа Ил-4 вновь ата­ковали столицу Восточной Пруссии, при­чем в налетах одновременно принимали участие до 80 машин. Кроме того, 19 ав­густа АДД бомбила Данциг, а 26 ав­густа после почти годового перерыва советские бомбы снова обрушились на Берлин. 5 сентября бомбардировке подвергся Будапешт, а 8-го — Бухарест.
Стрелок-радист Ил 4
Стрелок-радист Ил-4 загружает в самолет патронную ленту для крупнокалиберного турельного пулемета УБТ.

В ночь на 14 сентября сразу три авиади­визии - 3-я, 17-я и 45-я - атаковали Бу­харест, Плоешти и Галац.

Продолжительность таких полетов до­стигала 10-12 часов. Экипажи, а осо­бенно пилоты, испытывали очень боль­шие физические и психологические нагрузки, так как отвлечение внима­ния всего на несколько секунд грози­ло потерей управления, столкновением в воздухе или срывом в штопор. По­ложение усугублялось тем, что на ма­шинах, построенных в военные годы, не было автопилотов. Чтобы летчик мог хоть немного отдохнуть, штурман иногда брал управление на себя, для этого в его кабине имелась съемная ручка и педали.
Ип-4 с надписью «Отважный»
Ип-4 с надписью «Отважный» на фронтовом аэродроме. На первом плане — авиабомбы в деревянных контейнерах.

В 1943 году поступление новых са­молетов с заводов стало значительно превышать потери. Это позволило на­ращивать численность АДД и наносить более тяжелые удары по врагу. В том году одной из основных целей дальних бомбардировщиков стали немецкие аэ­родромы на оккупированной советской территории. Постоянные ночные «визи­ты» Ил-4 на эти аэродромы в конце кон­цов заставили немцев рассредоточить свою авиацию по многочисленным мел­ким площадкам, что затруднило управ­ление и снабжение, а в целом привело к снижению эффективности боевой ра­боты Люфтваффе.

Между тем к 1944 году стало ясно, что Ил-4 морально устарел. Несмотря на установку крупнокалиберного пулеме­та, его вооружение оставалось слабым, а навигационное и прицельное оборудо­вание не отвечало требованиям времени. Из-за этого нередкими были прома­хи, а порой экипажи и вовсе не находи­ли своих целей. Так, в феврале 1944-го АДД совершила три массированных ноч­ных налета на Хельсинки, призванных убедить финское руководство начать мирные переговоры. В них были задей­ствованы значительные силы: советские бомбардировщики совершили в общем счете более 1500 вылетов, сбросив свы­ше 2000 т бомб. Однако вскоре выясни­лось, что лишь незначительная их часть, всего 5-6% попала в заданные районы, а большинство упало вообще за городом или в воды Финского залива. Это мож­но объяснить хорошей светомаскировкой столицы Финляндии и облачностью, ме­шавшей ориентировке и прицеливанию, однако американцы и англичане к тому времени уже имели радиолокационные прицелы, позволявшие им метко бомбить «вслепую», сквозь плотный слой облаков. На Ил-4 ничего подобного не было.
Ил-4 фото с лозунгом
Во время Великой Отечественной войны экипажи Ил-4 часто писали на фюзеляжах своих машин патриотические лозунги

Но за неимением лучшего Ил-4 про­должал активно воевать вплоть до конца войны с Германией. Апогеем их действий стал грандиозный рейд 51 б самолетов 18-й воздушной армии на Кенигсберг 7 апреля 1945 года. А через три месяца на Дальнем Востоке бомбардировщики внесли свой вклад в разгром Квантунской армии Японии.

За годы Великой Отечествен­ной войны ДБА и АДД совершили бо­лее 220000 боевых вылетов, сбросив на противника свыше двух миллио­нов бомб. 240 летчиков, штурманов и стрелков стали Героями Советско­го Союза, а шесть из них — С.И. Кретов, А.И. Молодчий, В.Н. Осипов, В.В. Сень- ко, П.А. Таран и Е.П. Федоров удосто­ились этого высокого звания дважды. Большинство из них всю войну летали на Ил-4.
Ил-4
В первые военные зимы Ил-4, как и другие советские боевые самолеты, красили сверху и с боков легкосмываемой белой краской для маскировки на фоне снега. 

Отдельного упоминания заслуживает применение Ил-4 в роли торпедоносца. Ил-4 T имелись в составе Черноморского, Балтийского и Северного флотов. На их счету десятки потопленных вражеских боевых кораблей, транспортных судов и десантных барж. А последнего успеха во Второй мировой войне добился эки­паж Ил-4 из состава Краснознаменного Тихоокеанского флота, утопивший япон­ский корвет у побережья Кореи.
Экипаж торпедоносца Ил 4Т
Экипаж торпедоносца Ил-4Т из 5-го Гвардейского МТАП ВВС Черноморского флота получает боевое задание. 

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск