|
Проход МиГ-31 Б. Хорошо видна нижняя часть фюзеляжа, под крылом подвешены учебные ракеты Р-40Т. |
Перехватчик МиГ-25МП, получивший мировую известность под обозначением МиГ-31, имеет некоторое внешнее сходство с МиГ-25, однако это совершенно новая машина по философии боевого применения, по аэродинамике, двигателям и составу бортового оборудования. Фюзеляж нового перехватчика является несущим, и на отдельных режимах полета может создавать до 25% подъемной силы. Крыло, в целом, подобно крылу МиГ-25, но имеет не два лонжерона, а три. Новое крыло снабжено наплывами в корневой части, улучшающими характеристики на больших углах атаки, а также отклоняемыми носками и механизацией (закрылки и элероны) вдоль всего размаха задней кромки. Основные опоры шасси имеют необычную схему: переднее колесо на каждой тележке сдвинуто внутрь от продольной оси тележки, а заднее - наружу. Такая конфигурация улучшает проходимость на грунтовых и ледовых аэродромах, поскольку каждое колесо имеет свою линию пути. Объемы фюзеляжа под каналами воздухозаборников позволяют разместить основные опоры шасси в убранном положении, причем передние щитки ниш шасси могут использоваться в роли воздушных тормозов. Двухколесная передняя опора убирается назад. Изменилось соотношение конструкционных материалов в планере самолета: изделия из стали составляют 50% массы конструкции, из титана -16%, из алюминиевых сплавов - 33%, в то же время композиты использованы крайне ограниченно.
|
Кабина МиГ-31 ДЗ: на переднем плане - топливоприемник системы дозаправки в воздухе. |
Обеспечить требуемую дальность и продолжительность полета в сочетании с достаточно высокой максимальной скоростью позволили двухконтурные двигатели Д-ЗОФ, разработанные под руководством П.А.Соловьева на основе двигателей пассажирского самолета Ту-134. В результате доработки двигателей и применения на них форсажной камеры удалось поднять тягу с 6800 кгс у исходного варианта до 15 500 кгс (на форсаже).
|
Шасси и подкрыльевой пилон истребителя МиГ-31,
на пилоне подвешена переходная балка для ракет Р-60.
|
Ключевым элементом, определяющим эффективность авиационного комплекса, стала РЛС СБИ-16 «Заслон» - первая в мире радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой, установленная на серийном боевом самолете. Станция может одновременно сопровождать до десяти воздушных целей и осуществлять одновременное наведение ракете полуактивными радиолокационными головками самонаведения на четыре из них. Дальность обнаружения целей до 300 км. Углы сканирования антенны +/-70° по азимуту и от -60° до +70° по углу места. С помощью автоматизированной цифровой помехозащищенной аппаратуры передачи данных РК-РЛДН (РЛДН - радиолокационный дозор и наведение) и АПД-518 возможна передача информации о целях, обнаруженных РЛС, другим самолетам или наземному КП в реальном масштабе времени. Бортовой процессор позволяет восстанавливать «забитые» помехами цели по частичкам, собирая воедино информацию от РЛС «Заслон» нескольких истребителей. Эта же аппаратура делает возможным использование перехватчика в качестве самолета ДРЛО и управления. Мощная РЛС предполагала использование нового ракетного оружия класса «воздух -воздух». Таким оружием стали ракеты большого радиуса действия Р-33 с максимальной дальностью поражения целей 120 км. Четыре УР в полуутопленном положении крепятся к нижней поверхности фюзеляжа. Подвеска ракет другого типа (четыре Р-60 или две Р-40Т) возможна на четырех подкрыльевых пилонах. Ракетное вооружение дополнено шестиствольной 23-мм пушкой ГШб-23 с боекомплектом из 260 снарядов, которой не было на самолете МиГ-25. Пушка установлена под обтекателем с внешней стороны правого воздухозаборника, стрельба ведется через специальную амбразуру в нормальном положении закрытую щитком. По стрелковому и ракетному вооружению класса «воздух - воздух» МиГ-31 не имеет равных в ВВС России.
|
УР «воздух - воздух» большой дальности Р-33.
Четыре таких ракеты подвешиваются в полуутопленном
положении под фюзеляжем самолета. |
Особенностью системы наведения УР Р-33 является наличие на борту инерциальной навигационной системы (ИНС), с помощью которой ракета «идет» по заданной траектории на ее начальном этапе. Таким образом, точность стрельбы ракетой Р-33 определяется не только работой полуактивной головки самонаведения, но и «уходом» бортовой ИНС; в свою очередь уход ИНС в значительной степени зависит от точности ввода в нее координат точки пуска (начальной выставки). Погрешность начальной выставки «задается» погрешностью работы прицельно-навигационного комплекса самолета (ПрНК), который должен иметь минимально возможные уходы. «Сердцем» современных навигационных систем (и не только авиационных) являются ИНС. Отработка бортового прицельнонавигационного комплекса заняла едва ли не больше времени, чем испытания собственно самолета и двигателей. Финалом отработки навигационного комплекса стал девятичасовой полет летчика-испытателя Р. Таскаева и штурмана-испытателя Л. Попова из Жуковского через Северный полюс на Чукотку.
|
23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23М установлена под обтекателем по правому борту фезюляжа ближе к хвостовой части, боекомплект 250 снарядов |
|
Носовая часть перехватчика МиГ-31,
правый борт; перископ кабины штурмана поднят |
|
Правая основная опора шасси |
|
Ракета Р-33, общий вид |
|
Под фюзеляжем подвешены ракеты Р-33, под крылом - Р-60. |
|
Теплопеленгатор ВТП и носовая опора шасси |
|
Сопло двигателя Д-З0Ф. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий