Шеренга Ил-2 КСС из 281-й штурмовой авиадивизии Ленинградского фронта на прифронтовом аэродроме, лето 1944 года. |
Ил-2 АМ-38Ш
В январе 1943 года, вскоре после начала серийного выпуска двухместного варианта Ил-2, его начали оснащать форсированной версией мотора АМ-38 - АМ-38 Ф. Этот мотор обладал повышенной мощностью на малых высотах, на которых в основном действовали штурмовики, за счет некоторого снижения мощности на больших высотах. Кроме того, он мог работать на более дешевом и доступном низкооктановом бензине. Взлетная мощность по сравнению с АМ-38 увеличилась с 1620 л.с. до 1720 л.с. (или 1760 л.с. на кратковременном «чрезвычайном» режиме). Замена двигателя позволила сохранить летные данные и бомбовую нагрузку штурмовика на уровне более легкого одноместного варианта.
Ил-2 НС-37 оказался не очень удачным. Попасть в малоразмерную цель из его подкрыльевых орудий было чрезвычайно сложно. Поэтому он недолго продержался в серийном производстве. |
Ил-2 КСС (Ил-2 М3)
Установка на Ил-2 кабины воздушного стрелка вызвала смещение назад центра тяжести, что негативно сказалось на управляемости машины. Для устранения этого недостатка по предложению С. В. Ильюшина консоли крыла как бы отогнули назад, в результате чего их задние кромки стали перпендикулярными фюзеляжу, а передние приобрели ярко выраженную стреловидность. За характерный внешний вид эту модификацию назвали «крыло со стрелкой» или сокращенно КСС. В некоторых документах встречаются названия Ил-2 М3 или Ил-2 тип 3.
Машины с новым крылом пошли в серию осенью 1943 года и были хорошо встречены летчиками, которые отмечали заметное упрощение пилотирования вследствие повышения устойчивости.
Другим нововведением, также облегчавшим работу пилотов, стала установка амортизационных пружин и контрбалансиров в канал управления рулем высоты. Благодаря этим устройствам Ил-2 стал устойчиво летать даже с брошенной ручкой. С начала 1944 года все Ил-2 выпускались только по стандарту КСС. Всего построено 7377 таких самолетов с металлическими консолями крыла и несколько тысяч - с деревянными.
Ил-2 КР
Корректировщик артогня, созданный на базе двухместного варианта Ил-2. Отличался установкой аэрофотоаппарата АФА-И и мощной радиостанции РСБ-3 бис, вместо стандартной РСИ-4. Мачта антенны перенесена на козырек кабины пилота. В 1943 году выпущено 65 Ил-2 КР.
Ил-2 НС-37
С целью повышения эффективности действий Ил-2 по танкам и другим бронированным объектам в апреле 1943 года был построен Ил-2, вооруженный двумя автоматическими пушками НС-37 калибра 37 мм, вместо пушек ВЯ-23. Поскольку эти орудия уже не помещались внутри крыла, их установили в обтекаемых подкрыльевых контейнерах. Боекомплект НС-37 составлял 60 снарядов на ствол и находился в крыле.
В июне прошли испытания, показавшие, что самолет с новыми пушками, которые увеличили его массу почти на 200 кг, стал более медлительным, инертным и тяжелым в управлении, а сильная отдача раскачивала машину и делала невозможным ведение прицельного огня очередями. Процент попаданий был очень мал даже в полигонных условиях. Тем не менее испытания признали успешными, поскольку бронебойные снаряды НС-37 с дистанции до 500 м пробивали броню немецких средних танков и самоходных орудий.
Незадолго до начала Курской битвы самолет был запущен в серию. Однако из-за низкой точности стрельбы его орудия оказались гораздо менее действенным противотанковым средством, чем появившиеся примерно в это же время кумулятивные бомбы ПТАБ. В результате негативных отзывов с фронта в октябре 1943 года Ил-2 НС-37 сняли с производства. Всего было выпущено 947 таких машин.
Первый экземпляр Ил-2 НС-37 с 37-миллиметровыми пушками в под- крыльевых контейнерах, весна 1943 года. |
Ил-2У (УИл-2)
Учебно-тренировочный вариант двухместного Ил-2. В задней кабине вместо стрелка размещался летчик-инструктор со вторым управлением и комплектом приборов. Пушки не устанавливались, из вооружения оставлены только два пулемета ШКАС, две пусковые установки РС-82 и 200 кг бомб. Крыло вначале прямое, как у ранних модификаций Ил-2, а с 1944 года - по типу КСС. Фонарь кабины с увеличенной площадью остекления и улучшенным обзором за счет уменьшения количества брони. Самолет выпускался для летных училищ и тренировки личного состава в строевых частях в 1943-1945 годах.
Учебно-тренировочный УИл-2 внешне отличался от боевых модификаций отсутствием пулемета в задней кабине и видоизмененным фонарем, а также мачтой антенны, перенесенной на козырек кабины пилота. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий