![]() |
| Победная весна 1945-го: штурмовики 16-Й Воздушной армии над пригородами Берлина. |
![]() |
| Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ. |
В первой половине 1943 года количество штурмовиков Ильюшина на фронте постепенно возрастало, и к началу битвы на Курской дуге в составе трех Воздушных армий Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов насчитывалось уже 837 таких самолетов, а на завершающем этапе сражения к ним добавились еще около 600 самолетов Ил-2 Брянского и Степного фронтов.
Но успехи доставались недешево. За неделю боев 1б-я Воздушная армия потеряла от зенитного огня и атак истребителей 148 штурмовиков, потери штурмовых полков 2-й Воздушной армии составили 107 самолетов.
![]() |
| Ил-2 в боевом строю. |
По мере увеличения численности штурмовиков в советских ВВС и накопления ими боевого опыта росла и результативность их действий. Если в 1941- 1942 годах Илы работали в основном мелкими группами от двух-трех до девяти-десяти самолетов, а иногда и отдельными машинами, то в 1943-1945 годах на задания нередко отправлялись целые полки, насчитывавшие по несколько десятков «летающих танков». Этим обеспечивалось гарантированное уничтожение целей и успешное подавление зенитных средств. На немцев такие массированные удары производили ошеломляющее впечатление. Становясь в круг над целью, Илы раз за разом пикировали на нее, сначала сбрасывая бомбы, потом запуская ракеты, а потом щедро «добавляя» из пушек, пока скопления вражеских танков, артиллерийских орудий и автомашин не превращались в груды искореженного горящего металла. Сокрушительная ударная мощь крупных соединений Ил-2 в полной мере проявилась летом 1944 года в ходе операции «Багратион» по разгрому немецко-фашистских войск в Белоруссии.
Другая немецкая группировка попала в окружение в районе Минска. О ее судьбе написал в донесении Верховному Главнокомандующему председатель Совнаркома Белоруссии П. К. Пономаренко: «На днях мы осмотрели крупный укрепленный лагерь немцев юго-восточнее Минска, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. В нем найдено более 5000 трупов немецких солдат и офицеров, свыше 5000 сожженных автомашин, большое количество оружия и боеприпасов. Лагерь представляет собой грандиозную картину побоища вражеской армии».
![]() |
| Подготовка бомб для подвески под Ил-2 |
Основные потери двухместные Ил-2 несли не от истребителей, а от многочисленной зенитной артиллерии немцев, ведь от прямого попадания зенитного снаряда не спасала никакая броня. Но даже в этих случаях очень прочная и выносливая конструкция Ила нередко спасала жизни летчиков, позволяя «на честном слове и на одном крыле» дотянуть до своей территории и совершить посадку.
![]() |
| наглядный результат боевой работы советских штурмовиков — разгромленная немецкая автоколонна в Белоруссии. |
Отдельного упоминания заслуживают действия штурмовиков над морем.
![]() |
| Ил-2 «Александр Суворов» летчика В. Алексухина и стрелка А. Гатаюнова, лето 1943 года. |
К середине 1943 года в составе советского ВМФ насчитывалось 164 Ил-2, в том числе: 75 - на Черном море, 61 — на Балтике и 28 - в Заполярье. Они атаковали вражеские корабли в портах и в открытом море, а также поддерживали высадку десантов. Их боевая работа осложнялась тем, что запас топлива Ил-2 не позволял осуществлять длительное патрулирование и поиск противника вдали от берега, поэтому многие боевые вылеты были безрезультатными. А если врага удавалось обнаружить, экипажам приходилось прорываться сквозь плотный зенитный огонь, поскольку немецкие военные корабли и транспорты всегда имели мощные средства ПВО. И без того высокий риск усугублялся тем, что Ил-2 не был приспособлен для вынужденной посадки на воду - из-за тяжелого бронекорпуса он тонул менее чем за полминуты. Тем не менее экипажи Ил-2 отправили на дно немало вражеских судов, хотя и ценой высоких потерь, которые порой достигали 30% за вылет.
![]() |
| Экипаж Ил-2 в составе летчика К. Рябова и стрелка И. Павлова. |
Весной 1945-го рев моторов и грохот пушек Ил-2 раздавался над Веной, Белградом, Будапештом, Кенигсбергом и Берлином. «Летающие танки» крушили с неба последние очаги обороны противника, расчищая дорогу к победе советской пехоте. А три месяца спустя на Дальнем Востоке штурмовики 9-й, 10-й и 12-й Воздушных армий способствовали молниеносному разгрому
Квантунской армии Японии, который завершил Вторую мировую войну. 879 летчиков штурмовой авиации за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 25 из них получили это высокое звание дважды.















Комментариев нет:
Отправить комментарий