|
Победная весна 1945-го: штурмовики 16-Й Воздушной армии над пригородами Берлина. |
Двухместные Ил-2 начали поступать на фронт в октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы. 30октября состоялся их первый боевой вылет, и в этот же день воздушные стрелки заявили об уничтожении 10 вражеских истребителей. Возможно, эти заявления были излишне оптимистичными, но в любом случае появление на советских штурмовиках задней оборонительной огневой точки стало для гитлеровских летчиков крайне неприятным сюрпризом. Ведь раньше они могли безнаказанно расправляться с одноместными Ил-2, атакуя их сзади, а теперь им навстречу били крупнокалиберные пулеметы.
|
Стрелок Ил-2 с пулеметом УБТ. |
На первом этапе советского контрнаступления под Сталинградом Ил-2 не сыграли существенной роли в боях из-за плохих погодных условий. Но с наступлением зимы погода улучшилась, и активность штурмовой авиации резко возросла. Она не только действовала по переднему краю обороны противника, но и атаковала тыловые объекты, в том числе аэродромы, с которых доставлялись грузы окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Так, 9 января 1943 года семерка Ил-2 из 622-го штурмового авиаполка под командованием капитана И. Бахтина в ходе внезапной атаки аэродрома Сальск уничтожила и повредила 72 транспортных Ju 52, потеряв при этом три машины. Иногда штурмовики даже выступали в качестве истребителей, сбивая транспортные самолеты, летевшие в Сталинград.
В первой половине 1943 года количество штурмовиков Ильюшина на фронте постепенно возрастало, и к началу битвы на Курской дуге в составе трех Воздушных армий Центрального, Воронежского и Юго-Западного фронтов насчитывалось уже 837 таких самолетов, а на завершающем этапе сражения к ним добавились еще около 600 самолетов Ил-2 Брянского и Степного фронтов.
|
Жительницы Ленинграда П. В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова с капитаном ГМ. Паршиным, который воевал на самолете Ил-2, купленном на средства этой семьи. На борту фюзеляжа надпись: «Месть Бариновых» и четыре звездочки — отметки о воздушных победах. |
Уже в первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, штурмовики 1б-й Воздушной армии впервые применили новое оружие - кумулятивные противотанковые бомбы ПТАБ, показавшие исключительно высокую эффективность. В бомболюках Ил-2 помещалось до 400 таких бомбочек весом всего в полтора килограмма. «Дождь» этих мелких бомб, сброшенных с нескольких штурмовиков, уничтожал любые легкобронированные цели на площади в несколько тысяч квадратных метров. Танковая дивизия СС «Мертвая Голова» в результате налетов советской штурмовой авиации только за один день лишилась более 70 единиц бронетехники. Чтобы снизить потери, немцам пришлось на ходу менять тактику, перейдя к сильно рассредоточенным, «жидким», боевым порядкам. Это существенно затруднило управление войсками и замедлило скорость их продвижения.
Но успехи доставались недешево. За неделю боев 1б-я Воздушная армия потеряла от зенитного огня и атак истребителей 148 штурмовиков, потери штурмовых полков 2-й Воздушной армии составили 107 самолетов.
|
Ил-2 в боевом строю. |
По мере увеличения численности штурмовиков в советских ВВС и накопления ими боевого опыта росла и результативность их действий. Если в 1941- 1942 годах Илы работали в основном мелкими группами от двух-трех до девяти-десяти самолетов, а иногда и отдельными машинами, то в 1943-1945 годах на задания нередко отправлялись целые полки, насчитывавшие по несколько десятков «летающих танков». Этим обеспечивалось гарантированное уничтожение целей и успешное подавление зенитных средств. На немцев такие массированные удары производили ошеломляющее впечатление. Становясь в круг над целью, Илы раз за разом пикировали на нее, сначала сбрасывая бомбы, потом запуская ракеты, а потом щедро «добавляя» из пушек, пока скопления вражеских танков, артиллерийских орудий и автомашин не превращались в груды искореженного горящего металла.
Сокрушительная ударная мощь крупных соединений Ил-2 в полной мере проявилась летом 1944 года в ходе операции «Багратион» по разгрому немецко-фашистских войск в Белоруссии.
|
«Летающие танки» много раз спасали жизни своих экипажей, возвращаясь из боя с тяжелейшими повреждениями. Этот самолет выдержал несколько прямых попаданий снарядов, но смог перелететь через линию фронта и совершить посадку на своей территории. Впоследствии он был отремонтирован. |
Лесисто-болотистый характер этой местности не позволял немцам рассредоточивать свои войска, заставляя концентрировать их вдоль дорог, где они представляли собой отличную мишень для Илов. 27 июня в районе Бобруйска были окружены части 9-й армии Вермахта. Противник намеревался идти на прорыв, но эта попытка была сорвана советскими летчиками. 217 штурмовиков и 175 бомбардировщиков 1 б-й Воздушной армии, сменяя друг друга, более полутора часов «утюжили» немецкие войска, нанеся им огромные потери в живой силе и технике. Уцелевшие солдаты и офицеры были настолько подавлены, что вскоре прекратили сопротивление и сдались в плен.
Другая немецкая группировка попала в окружение в районе Минска. О ее судьбе написал в донесении Верховному Главнокомандующему председатель Совнаркома Белоруссии П. К. Пономаренко: «На днях мы осмотрели крупный укрепленный лагерь немцев юго-восточнее Минска, полностью уничтоженный нашей штурмовой авиацией. В нем найдено более 5000 трупов немецких солдат и офицеров, свыше 5000 сожженных автомашин, большое количество оружия и боеприпасов. Лагерь представляет собой грандиозную картину побоища вражеской армии».
|
Подготовка бомб для подвески под Ил-2 |
Таких же результатов добились штурмовики 17-й Воздушной армии в Ясско- Кишиневской операции. Неудивительно, что гитлеровцы прозвали Ил-2 «Шварцтод», что в переводе означает «Черная смерть» или «Чума», а по воспоминаниям некоторых немецких солдат - ветеранов восточного фронта этот самолет имел у них и другую, не менее зловещую кличку «Фляйшер», то есть «Мясник». Среди немецких летчиков-истребителей штурмовик Ильюшина носил прозвище - «Цементбомбер» или «Цементный бомбардировщик», присвоенное за то, что этот самолет с бронированным двигателем и кабиной было весьма нелегко сбить.
Основные потери двухместные Ил-2 несли не от истребителей, а от многочисленной зенитной артиллерии немцев, ведь от прямого попадания зенитного снаряда не спасала никакая броня. Но даже в этих случаях очень прочная и выносливая конструкция Ила нередко спасала жизни летчиков, позволяя «на честном слове и на одном крыле» дотянуть до своей территории и совершить посадку.
|
наглядный результат боевой работы советских штурмовиков — разгромленная немецкая автоколонна в Белоруссии. |
Отдельного упоминания заслуживают действия штурмовиков над морем.
|
Ил-2 «Александр Суворов» летчика В. Алексухина
и стрелка А. Гатаюнова, лето 1943 года. |
К середине 1943 года в составе советского ВМФ насчитывалось 164 Ил-2, в том числе: 75 - на Черном море, 61 — на Балтике и 28 - в Заполярье. Они атаковали вражеские корабли в портах и в открытом море, а также поддерживали высадку десантов. Их боевая работа осложнялась тем, что запас топлива Ил-2 не позволял осуществлять длительное патрулирование и поиск противника вдали от берега, поэтому многие боевые вылеты были безрезультатными. А если врага удавалось обнаружить, экипажам приходилось прорываться сквозь плотный зенитный огонь, поскольку немецкие военные корабли и транспорты всегда имели мощные средства ПВО. И без того высокий риск усугублялся тем, что Ил-2 не был приспособлен для вынужденной посадки на воду - из-за тяжелого бронекорпуса он тонул менее чем за полминуты. Тем не менее экипажи Ил-2 отправили на дно немало вражеских судов, хотя и ценой высоких потерь, которые порой достигали 30% за вылет.
|
Экипаж Ил-2 в составе летчика К. Рябова и стрелка И. Павлова. |
Весной 1945-го рев моторов и грохот пушек Ил-2 раздавался над Веной, Белградом, Будапештом, Кенигсбергом и Берлином. «Летающие танки» крушили с неба последние очаги обороны противника, расчищая дорогу к победе советской пехоте. А три месяца спустя на Дальнем Востоке штурмовики 9-й, 10-й и 12-й Воздушных армий способствовали молниеносному разгрому
Квантунской армии Японии, который завершил Вторую мировую войну. 879 летчиков штурмовой авиации за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 25 из них получили это высокое звание дважды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий