Крыло установлено в положение для крейсерского полета, механизация крыла выпущена. На снимке - Ту-160 «Валентин Близнюк» (б/н «19») |
Планер:
изготовлен, главным образом, из алюминиевых сплавов, в конструкции также использованы титан, сталь, композиционные материалы и стеклопластики. В носовой части фюзеляжа размещены РЛС, оптоэлектронная обзорно-прицельная система, отсек БРЭО, отсек носовой опоры шасси и герметичная кабина экипажа.
Центральная часть планера выполнена по интегральной компоновке: крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. «Интегральная» часть планера включает неподвижную часть крыла, центроплан и мотогондолы.
Центральная часть планера плавно переходит в хвостовую часть фюзеляжа.
В центральной и хвостовой частях размещены два отсека вооружения и ниши основных опор шасси. Значительные объемы в хвостовой части фюзеляжа отведены под аппаратуру бортового комплекса обороны.
Центральная часть планера выполнена по интегральной компоновке: крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. «Интегральная» часть планера включает неподвижную часть крыла, центроплан и мотогондолы.
Центральная часть планера плавно переходит в хвостовую часть фюзеляжа.
В центральной и хвостовой частях размещены два отсека вооружения и ниши основных опор шасси. Значительные объемы в хвостовой части фюзеляжа отведены под аппаратуру бортового комплекса обороны.
нижняя часть фюзеляжа с целью снижения заметности в электромагнитной области спектра выполнена плоской. На снимке видны створки переднего отсека вооружения, отсек закрыт |
Экипаж:
Топливоприемник системы дозаправки в воздухе размещен непосредственно перед лобовым остеклением кабины летчиков. В убранном положении отсек топливоприемника закрыт створкой. |
состоит из четырех человек - двух летчиков и двух штурманов. Летчики и штурманы размещены бок о бок на катапультных креслах К-ЗбЛМ. Оборудование кабин выполнено на основе аналоговых приборов. Вместо штурвалов, впервые на отечественном тяжелом самолете, установлены ручки управления с уменьшенной нагрузкой. Управление двигателями - традиционное, посредством РУД. Также впервые на отечественном военном самолете на Ту-160 имеется туалет, установлен шкаф-духовка для разогрева пищи. Вход в кабину осуществляется через люк в нише носовой опоры шасси.
Шасси:
убираемое, трехопорное с носовой опорой. Носовая двухколесная опора убирается поворотом вперед. Основные опоры шестиколесные с очень сложной кинематикой уборки-впуска убираются в фюзеляж.
Крыло:
состоит из неподвижной части и подвижных консолей. Основную нагрузку воспринимает центроплан - сварная титановая балка-кессон. Поворот консолей осуществляется с помощью титановых шарниров. Консоли крыла - кессонной конструкции. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, зависающие элероны и интерцепторы. Стреловидность крыла изменяется в диапазоне от 20° до 65°; крыло устанавливается в три положения: взлетно-посадочное с углом стреловидности 20°, крейсерский полет - 35°, сверхзвуковой полет - 65°. Очень элегантно решена проблема частичной «уборки» консолей в фюзеляж при увеличении угла стреловидности. Обычно на самолетах с изменяемой стреловидностью (МиГ-23, Су-24, F-111, Panavia Tornado, В-1 В) консоли «задвигаются» в фюзеляж. Консоли крыла Ту-160 в фюзеляж не задвигаются, задние части корневых частей консолей («гребни») при увеличении угла стреловидности устанавливаются в вертикальное положение. «Гребни» в вертикальном положении также повышают путевую устойчивость самолета.
состоит из цельноповоротного стабилизатора и двухсекционного вертикального оперения. Нижняя часть вертикального оперения с развитым форкилем неподвижная, верхняя - цельноповоротная. Управление по курсу осуществляется поворотом верхней секции вертикального оперения, управление по тангажу - синхронным отклонением стабилизаторов. Управление по крену на малых скоростях полета осуществляется отклонением элеронов, на больших скоростях - интерцепторами. За счет развитой механизации крыла Ту-160 обладает очень хорошей, для самолета таких размеров и массы, маневренностью на малых скоростях.
включает четыре ТРДДФ НК-32, разработанных в ОКБ Н.Д. Кузнецова. Двигатель НК-32 является развитием ТРДД НК-144 (от самолета Ту-144) и НК-25 (от самолета Ту-22М). Тяга ТРДДФ на максимале 14000 кгс, на форсаже 25000 кгс. Двигатели размещены попарно в гондолах под центральной частью планера. Воздухозаборники двигателей регулируемые. Помимо основных двигателей на самолете установлена газотурбинная ВСУ, обеспечивающая энергией бортовые системы при выключенных основных двигателях.
Левый элерон отклонен вниз на максимальный угол. |
Стык подвижной и неподвижной частей крыла, вид от носовой части самолета. Крыло установлено в положение минимальной стреловидности |
Стык подвижной и неподвижной частей крыла, вид от хвоста самолета. Виден гидропривод изменения стреловидности крыла. |
Хвостовое оперение:
состоит из цельноповоротного стабилизатора и двухсекционного вертикального оперения. Нижняя часть вертикального оперения с развитым форкилем неподвижная, верхняя - цельноповоротная. Управление по курсу осуществляется поворотом верхней секции вертикального оперения, управление по тангажу - синхронным отклонением стабилизаторов. Управление по крену на малых скоростях полета осуществляется отклонением элеронов, на больших скоростях - интерцепторами. За счет развитой механизации крыла Ту-160 обладает очень хорошей, для самолета таких размеров и массы, маневренностью на малых скоростях.
Силовая установка:
включает четыре ТРДДФ НК-32, разработанных в ОКБ Н.Д. Кузнецова. Двигатель НК-32 является развитием ТРДД НК-144 (от самолета Ту-144) и НК-25 (от самолета Ту-22М). Тяга ТРДДФ на максимале 14000 кгс, на форсаже 25000 кгс. Двигатели размещены попарно в гондолах под центральной частью планера. Воздухозаборники двигателей регулируемые. Помимо основных двигателей на самолете установлена газотурбинная ВСУ, обеспечивающая энергией бортовые системы при выключенных основных двигателях.
Двигатели на Ту-160 установлены в гондолах попарно.
|
Топливо:
размещено в интегральных баках-кессонах центроплана и поворотных консолей крыла. Суммарная вместимость 13 топливных баков 148 000 кг. Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе. Убираемый топли- воприемник установлен в носовой части фюзеляжа перед лобовым остеклением кабины летчиков.
БРЭО:
с точки зрения БРЭО Ту-160, скорее всего, является самым сложным отечественным самолетом конца 20-го века. В бортовых системах использовано более 100 процессоров.
Система управления электродистанционная аналоговая по всем трем каналам (курс, тангаж, крен).
Прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) «Спрут-СМ» обеспечивает самолетовождение и боевое применение вне зависимости от времени суток и погодных условий во всех широтах Земного шара.
В состав ПрНК входят РЛС «Обзор-К», РЛС следования рельефу местности «Сопка», оптоэлектронная обзорно-прицельная система «Гроза», инерциальная навигационная система с астрокоррекцией и коррекцией по спутникам, радионавигационное оборудование.
На Ту-160 установлено разнообразное радиосвязное оборудование, включая спутниковое.
Бортовой комплекс обороны «Байкал» обеспечивает обнаружение работы РЛС, идентификацию работающих РЛС и постановку активных помех в широком диапазоне частот. На нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа установлены устройства отстрела ложных целей. В самом хвосту фюзеляжа установлен тепло- пеленгатор обнаружения пуска ракет.
Система управления электродистанционная аналоговая по всем трем каналам (курс, тангаж, крен).
Прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) «Спрут-СМ» обеспечивает самолетовождение и боевое применение вне зависимости от времени суток и погодных условий во всех широтах Земного шара.
В состав ПрНК входят РЛС «Обзор-К», РЛС следования рельефу местности «Сопка», оптоэлектронная обзорно-прицельная система «Гроза», инерциальная навигационная система с астрокоррекцией и коррекцией по спутникам, радионавигационное оборудование.
На Ту-160 установлено разнообразное радиосвязное оборудование, включая спутниковое.
Бортовой комплекс обороны «Байкал» обеспечивает обнаружение работы РЛС, идентификацию работающих РЛС и постановку активных помех в широком диапазоне частот. На нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа установлены устройства отстрела ложных целей. В самом хвосту фюзеляжа установлен тепло- пеленгатор обнаружения пуска ракет.
Вооружение:
боевая нагрузка общей массой до 40 000 кг размещается в двух фюзеляжных отсеках вооружения. Теоретически Ту-160 способен нести широкий ассортимент боевой нагрузки: свободнопадающие бомбы, КАБ, морские мины, аэробаллистические УР «воздух - поверхность» Х-15. На практике вооружение Ту-160 составляют 12 крылатых ракет Х-55 (или вариант увеличенной дальности Х-55СМ). По шесть ракет Х-55 подвешивается на револьверной пусковой установке в каждом отсеке вооружения.
Изначально Ту-160 проектировался в качестве носителя двух гигантских сверхзвуковых Х-45 разработки МКБ «Радуга». Две такие ракеты предполагалось разместить внутри фюзеляжа и две - на внешней подвеске. Ракета Х-45 продолжала линию развития ракетного вооружения советских дальних бомбардировщиков, которую можно описать девизом - «габаритнее, тяжелее, дальше, быстрее». Прогресс средств ПВО лишил смысла данную концепцию. В середине 1960-х годов специалисты МКБ «Радуга» и ГосНИИ АС раньше американцев пришли к выводу о необходимости разработки малогабаритных дозвуковых крылатых ракет с очень большой дальностью полета. Понимания в «верхах» новая концепция тогда не нашла - полномасштабное проектирование крылатых ракет в СССР началось только после поступления информации о разработке ракет ALCM для американского В-1. Ракеты Х-55 с ядерной боевой частью стали главным калибром самолетов Ту-95МС и Ту-160. Уже в 21 -м веке арсенал Ту-160 пополнился неядерным вариантом КР Х-55, ведутся работы по интеграции в СУВ самолета новых ракет с неядерными боевыми частями. Основным вооружением Ту-160 являются ракеты, но самолет в традициях Дальней авиации именуется не ракетоносцем, а бомбардировщиком.
Изначально Ту-160 проектировался в качестве носителя двух гигантских сверхзвуковых Х-45 разработки МКБ «Радуга». Две такие ракеты предполагалось разместить внутри фюзеляжа и две - на внешней подвеске. Ракета Х-45 продолжала линию развития ракетного вооружения советских дальних бомбардировщиков, которую можно описать девизом - «габаритнее, тяжелее, дальше, быстрее». Прогресс средств ПВО лишил смысла данную концепцию. В середине 1960-х годов специалисты МКБ «Радуга» и ГосНИИ АС раньше американцев пришли к выводу о необходимости разработки малогабаритных дозвуковых крылатых ракет с очень большой дальностью полета. Понимания в «верхах» новая концепция тогда не нашла - полномасштабное проектирование крылатых ракет в СССР началось только после поступления информации о разработке ракет ALCM для американского В-1. Ракеты Х-55 с ядерной боевой частью стали главным калибром самолетов Ту-95МС и Ту-160. Уже в 21 -м веке арсенал Ту-160 пополнился неядерным вариантом КР Х-55, ведутся работы по интеграции в СУВ самолета новых ракет с неядерными боевыми частями. Основным вооружением Ту-160 являются ракеты, но самолет в традициях Дальней авиации именуется не ракетоносцем, а бомбардировщиком.
Входной люк кабины экипажа находится в нише носовой опоры шасси. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий