в Google+ Мы в Google+ Конструкция Ту-160 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

11.03.2013

Конструкция Ту-160

Крыло установлено в положение для крейсерского полета, механизация крыла выпущена. На снимке - Ту-160 «Валентин Близнюк» (б/н «19»)
Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой стреловидности.

Планер:


изготовлен, главным об­разом, из алюминиевых сплавов, в кон­струкции также использованы титан, сталь, композиционные материалы и сте­клопластики. В носовой части фюзеляжа размещены РЛС, оптоэлектронная обзор­но-прицельная система, отсек БРЭО, отсек носовой опоры шасси и герметичная ка­бина экипажа.



Центральная часть планера выполне­на по интегральной компоновке: крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. «Инте­гральная» часть планера включает непод­вижную часть крыла, центроплан и мото­гондолы.

Центральная часть планера плавно пе­реходит в хвостовую часть фюзеляжа.

В центральной и хвостовой частях разме­щены два отсека вооружения и ниши ос­новных опор шасси. Значительные объемы в хвостовой части фюзеляжа отведены под аппаратуру бортового комплекса обороны.
нижняя часть фюзеляжа с целью снижения заметности в электромагнитной области спектра выполнена плоской. На снимке видны створки переднего отсека вооружения, отсек закрыт

Экипаж:

Топливоприемник системы
дозаправки в воздухе размещен
 непосредственно перед лобовым
остеклением кабины летчиков.
В убранном положении отсек
топливоприемника закрыт створкой.
состоит из четырех че­ловек - двух летчиков и двух штурма­нов. Летчики и штурманы размеще­ны бок о бок на катапультных креслах К-ЗбЛМ. Оборудование кабин выполне­но на основе аналоговых приборов. Вме­сто штурвалов, впервые на отечествен­ном тяжелом самолете, установлены ручки управления с уменьшенной нагрузкой. Управление двигателями - традиционное, посредством РУД. Также впервые на оте­чественном военном самолете на Ту-160 имеется туалет, установлен шкаф-духовка для разогрева пищи. Вход в кабину осу­ществляется через люк в нише носовой опоры шасси.

Шасси:


убираемое, трехопорное с носовой опорой. Носовая двухколес­ная опора убирается поворотом вперед. Основные опоры шестиколесные с очень сложной кинематикой уборки-впуска уби­раются в фюзеляж.

Крыло:


состоит из неподвижной части и подвижных консолей. Основ­ную нагрузку воспринимает центроплан - сварная титановая балка-кессон. Поворот консолей осуществляется с помощью ти­тановых шарниров. Консоли крыла - кес­сонной конструкции. Механизация крыла включает предкрылки, закрылки, зависа­ющие элероны и интерцепторы. Стрело­видность крыла изменяется в диапазоне от 20° до 65°; крыло устанавливается в три положения: взлетно-посадочное с углом стреловидности 20°, крейсерский полет - 35°, сверхзвуковой полет - 65°. Очень элегантно решена проблема частичной «уборки» консолей в фюзеляж при увели­чении угла стреловидности. Обычно на са­молетах с изменяемой стреловидностью (МиГ-23, Су-24, F-111, Panavia Tornado, В-1 В) консоли «задвигаются» в фюзеляж. Консоли крыла Ту-160 в фюзеляж не за­двигаются, задние части корневых частей консолей («гребни») при увеличении угла стреловидности устанавливаются в вер­тикальное положение. «Гребни» в верти­кальном положении также повышают пу­тевую устойчивость самолета.
Левый элерон отклонен вниз
на максимальный угол.
Стык подвижной и неподвижной частей крыла, вид от носовой части самолета. Крыло установлено в положение минимальной стреловидности

Стык подвижной и неподвижной частей крыла, вид от хвоста самолета. Виден гидропривод изменения стреловидности крыла.


Хвостовое оперение:


состоит из цельноповоротного стабили­затора и двухсекционного вертикально­го оперения. Нижняя часть вертикального оперения с развитым форкилем непод­вижная, верхняя - цельноповоротная. Управление по курсу осуществляется по­воротом верхней секции вертикального оперения, управление по тангажу - син­хронным отклонением стабилизаторов. Управление по крену на малых скоростях полета осуществляется отклонением эле­ронов, на больших скоростях - интер­цепторами. За счет развитой механи­зации крыла Ту-160 обладает очень хорошей, для самолета таких размеров и массы, маневренностью на малых ско­ростях.

Силовая установка:


включает четыре ТРДДФ НК-32, разрабо­танных в ОКБ Н.Д. Кузнецова. Двигатель НК-32 является развитием ТРДД НК-144 (от самолета Ту-144) и НК-25 (от само­лета Ту-22М). Тяга ТРДДФ на максимале 14000 кгс, на форсаже 25000 кгс. Двигате­ли размещены попарно в гондолах под цен­тральной частью планера. Воздухозабор­ники двигателей регулируемые. Помимо основных двигателей на самолете установ­лена газотурбинная ВСУ, обеспечивающая энергией бортовые системы при выключен­ных основных двигателях.
Двигатели на Ту-160 установлены в гондолах попарно.

Топливо:


размещено в инте­гральных баках-кессонах центропла­на и поворотных консолей крыла. Сум­марная вместимость 13 топливных баков 148 000 кг. Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе. Убираемый топли- воприемник установлен в носовой части фюзеляжа перед лобовым остеклением кабины летчиков.

БРЭО:

в хвостовой части фюзеляжа
 установлены системы
бортового комплекса обороны
с точки зрения БРЭО Ту-160, скорее всего, является самым сложным отечественным самолетом конца 20-го века. В бортовых системах использовано более 100 процессоров.

Система управления электродистанционная аналоговая по всем трем каналам (курс, тангаж, крен).

Прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) «Спрут-СМ» обеспечивает само­летовождение и боевое применение вне зависимости от времени суток и погодных условий во всех широтах Земного шара.

В состав ПрНК входят РЛС «Обзор-К», РЛС следования рельефу местности «Сопка», оптоэлектронная обзорно-прицельная си­стема «Гроза», инерциальная навигацион­ная система с астрокоррекцией и коррек­цией по спутникам, радионавигационное оборудование.

На Ту-160 установлено разнообраз­ное радиосвязное оборудование, включая спутниковое.

Бортовой комплекс обороны «Байкал» обеспечивает обнаружение работы РЛС, идентификацию работающих РЛС и по­становку активных помех в широком ди­апазоне частот. На нижней поверхности хвостовой части фюзеляжа установлены устройства отстрела ложных целей. В са­мом хвосту фюзеляжа установлен тепло- пеленгатор обнаружения пуска ракет. 

Вооружение:

Крылатая ракета Х-55СМ. 
боевая нагрузка общей массой до 40 000 кг размещает­ся в двух фюзеляжных отсеках вооруже­ния. Теоретически Ту-160 способен нести широкий ассортимент боевой нагрузки: свободнопадающие бомбы, КАБ, мор­ские мины, аэробаллистические УР «воз­дух - поверхность» Х-15. На практике вооружение Ту-160 составляют 12 кры­латых ракет Х-55 (или вариант увеличен­ной дальности Х-55СМ). По шесть ра­кет Х-55 подвешивается на револьверной пусковой установке в каждом отсеке во­оружения.

Изначально Ту-160 проектировал­ся в качестве носителя двух гигант­ских сверхзвуковых Х-45 разработки МКБ «Радуга». Две такие ракеты пред­полагалось разместить внутри фюзеля­жа и две - на внешней подвеске. Ракета Х-45 продолжала линию развития ракет­ного вооружения советских дальних бом­бардировщиков, которую можно описать девизом - «габаритнее, тяжелее, даль­ше, быстрее». Прогресс средств ПВО ли­шил смысла данную концепцию. В се­редине 1960-х годов специалисты МКБ «Радуга» и ГосНИИ АС раньше амери­канцев пришли к выводу о необходимо­сти разработки малогабаритных дозву­ковых крылатых ракет с очень большой дальностью полета. Понимания в «вер­хах» новая концепция тогда не нашла - полномасштабное проектирование кры­латых ракет в СССР началось только после поступления информации о раз­работке ракет ALCM для американско­го В-1. Ракеты Х-55 с ядерной боевой ча­стью стали главным калибром самолетов Ту-95МС и Ту-160. Уже в 21 -м веке ар­сенал Ту-160 пополнился неядерным ва­риантом КР Х-55, ведутся работы по интеграции в СУВ самолета новых ракет с неядерными боевыми частями. Основ­ным вооружением Ту-160 являются ра­кеты, но самолет в традициях Дальней авиации именуется не ракетоносцем, а бомбардировщиком.
Входной люк кабины экипажа находится в нише носовой опоры шасси.







По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск