Военная авиация в СССР и США развивалась параллельно: где-то мы их чуть-чуть обгоняли, где-то они нас. В 1965 году ВВС США сформулировали техническое задание на перспективный стратегический бомбардировщик — будущий В-1. Через два года, в 1967 году, СМ СССР издал постановление о проведение конкурса проектов стратегического бомбардировщика/ракетоносца. Этот конкурс в конечном итоге привел к принятию на вооружение авиационного комплекса Ту-160.
Ту-160 на стоянке. Борт «Об» стал первым именным Ту-160. Имя «Илья Муромец» напоминает не только о былинном богатыре, но и о первом в мире тяжелом бомбардировщике конструкции И.И. Сикорского. |
Три ОКБ вели концептуальное проектирование нового стратегического самолета в течение нескольких лет. Прорабатывалось множество вариантов, но в конечном итоге все три конструкторских коллектива остановились на самолете с крылом изменяемой стреловидности. Только такое крыло обеспечивало многорежимность: взлет и посадку тяжелого самолета на существующие аэродромы, крейсерский полет на большой высоте с высокой околозвуковой скоростью и полет со скоростью порядка М=1,2 у земли и порядка М=2 на высоте. В 1972 году ВВС выбрало для полномасштабной разработки проект М-18, выполненный в ОКБ В.М. Мясищева.
Принадлежавший ОКБ им. А.Н. Туполева борт «342» демонстрировался в 1995 году на авиасалоне в Париже, снимок сделан во время проведения авиасалона МАКС 2005. |
Создавался самолет с невиданными в нашей стране характеристиками, сложнейшим бортовым комплексом. Без преувеличения, в создании Ту-160 приняла участие вся промышленность Советского Союза - от электронной до металлургической.
Формально проектирование самолета началось согласно двум постановлениям СМ СССР от 26 июня 1974 года и от 19 де кабря 1975 года. На ранних стадиях проектирование возглавил сын А.Н. Туполева - Алексей Андреевич Туполев, но уже в 1975 году главным конструктором Ту-160 стал Валентин Иванович Близнюк. Первый полет на прототипе 70-01 на аэродроме ЛИИ в Жуковском 18 декабря 1981 года выполнил экипаж в составе летчиков-испытателей Б.И. Веремея (командир) и С.Т. Агапова (второй пилот), штурманов-испытателей М.М. Козела и А.В. Еременко. Всего в программе летных испытаний задействовали восемь Ту-160 (два опытных и шесть серийных). Большая часть программы отлетана в ГК НИИ ВВС (929-й ГЛИЦ).
Комментариев нет:
Отправить комментарий