в Google+ Мы в Google+ Итстория создания Ту-160 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

10.03.2013

Итстория создания Ту-160


Военная авиация в СССР и США раз­вивалась параллельно: где-то мы их чуть-чуть обгоняли, где-то они нас. В 1965 году ВВС США сформулиро­вали техническое задание на перспектив­ный стратегический бомбардировщик — будущий В-1. Через два года, в 1967 году, СМ СССР издал постановление о прове­дение конкурса проектов стратегическо­го бомбардировщика/ракетоносца. Этот конкурс в конечном итоге привел к при­нятию на вооружение авиационного ком­плекса Ту-160. 

Ту-160 на стоянке. Борт «Об» стал первым именным Ту-160. Имя «Илья Муромец» напоминает не только о былинном богатыре, но и о первом в мире тяжелом бомбардировщике конструкции И.И. Сикорского.
Традиционно дальние бомбардиров­щики являлись «вотчиной» туполевского ОКБ, однако в конкурсе проектов ММЗ «Опыт» (так в 1966 году стало именовать­ся ОКБ-156, которое возглавлял А.Н. Ту­полев) не выглядело фаворитом. По­мимо его в конкурсе приняли участие ОКБ П.О. Сухого и ОКБ В.М. Мясищева. Непосредственный заказчик в лице ко­мандующего Дальней авиацией генерал- полковника В.В. Решетникова склонялся к выбору в качестве победителя проек­та самолета суховской фирмы, представ­лявшего собой развитие одного из самых удивительных советских самолетов - Т-4. Очень интересные проекты предложи­ло воссозданное в 1966 году в виде ЭМЗ (Экспериментальный механический за­вод) ОКБ В.М. Мясищева. Туполевцы же представили на конкурс радикально пере­деланный пассажирский Ту-144. Де-факто конкурс проектов потребо­вался, скорее всего, для оказания давле­ния на туполевское ОКБ. ОКБ Сухого было более чем загружено тематикой фронто­вой авиации, а ЭМЗ просто не имел со­лидной научно-производственной базы.

Три ОКБ вели концептуальное проекти­рование нового стратегического самолета в течение нескольких лет. Прорабатывалось множество вариантов, но в конечном итоге все три конструкторских коллектива остано­вились на самолете с крылом изменяемой стреловидности. Только такое крыло обе­спечивало многорежимность: взлет и по­садку тяжелого самолета на существующие аэродромы, крейсерский полет на большой высоте с высокой околозвуковой скоростью и полет со скоростью порядка М=1,2 у зем­ли и порядка М=2 на высоте. В 1972 году ВВС выбрало для полно­масштабной разработки проект М-18, выполненный в ОКБ В.М. Мясищева.
Принадлежавший ОКБ им. А.Н. Туполева борт «342» демонстрировался в 1995 году на авиасалоне в Париже, снимок сделан во время проведения авиасалона МАКС 2005.
Поскольку ЭМЗ не располагал необхо­димыми производственной базой и кол­лективом конструкторов, полномасштаб­ное проектирование было поручено ММЗ «Опыт». Но это не означает, что туполев­ское ОКБ просто «доделало» работу раз­работчиков из ЭМЗ - от М-18 в «изде­лии К» (такой шифр получили работы на ММЗ «Опыт», позже его изменили на «изделие 70») сохранилась лишь об­щая компоновка.

Создавался самолет с невиданны­ми в нашей стране характеристика­ми, сложнейшим бортовым комплек­сом. Без преувеличения, в создании Ту-160 приняла участие вся промышлен­ность Советского Союза - от электронной до металлургической.

Формально проектирование самолета началось согласно двум постановлениям СМ СССР от 26 июня 1974 года и от 19 де кабря 1975 года. На ранних стадиях про­ектирование возглавил сын А.Н. Туполе­ва - Алексей Андреевич Туполев, но уже в 1975 году главным конструктором Ту-160 стал Валентин Иванович Близнюк. Первый полет на прототипе 70-01 на аэродроме ЛИИ в Жуковском 18 де­кабря 1981 года выполнил экипаж в со­ставе летчиков-испытателей Б.И. Веремея (командир) и С.Т. Агапова (второй пи­лот), штурманов-испытателей М.М. Ко­зела и А.В. Еременко. Всего в программе летных испытаний задействовали восемь Ту-160 (два опытных и шесть серийных). Большая часть программы отлетана в ГК НИИ ВВС (929-й ГЛИЦ).

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск