Силовая установка Р-5 — двухрядный мотор М-17 — в экспозиции Монинского музея авиации. |
Р-5 — цельнодеревянный двухместный полутораплан с неубирающимся шасси и открытыми кабинами.
Передняя кабина Р-5. Видны приборная панель и ветровое стекло, сквозь которое проходит телескопический прицел ОП-1. Вырез кабины отбортован мягким кожаным валиком, набитым шерстью. |
Фюзеляж: каркас передней части фюзеляжа представлял собой дюралевую ферму, склепанную из продольных балок и поперечных дугообразных рам, к которой крепились двигатель и радиатор. Обшивка - частично съемные дюралевые капоты.
Далее шла деревянная ферма четырехгранного сечения с округлой верхней гранью. Ее каркас состоял из четырех лонжеронов, 12 рамных шпангоутов, стрингеров и раскосов. Все элементы силового набора выполнялись из сосновых реек и брусков. Обшивка - фанера толщиной от трех (в передней части) до двух миллиметров. Деревянные детали фюзеляжа соединялись между собой с помощью казеинового клея, оцинкованных шурупов и гвоздей.
Крылья: двухлонжеронной конструкции. Верхнее крыло, значительно превосходящее нижнее по размаху и площади, установлено с выносом вперед.
В его задней кромке сделан полукруглый вырез для улучшения обзора.
Лонжероны - коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками. Нервюры - сборные из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили натянутые крестообразно внутренние лен- ты-расчалки. Обшивка обоих крыльев полотняная, за исключением прилегающих к фюзеляжу участков нижнего крыла, по которым можно было ходить. Эти участки обшивались фанерой толщиной 7-8 мм.
N-образные стойки бипланной коробки собраны из дюралюминиевых труб каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Внешние расчалки - профилированные стальные ленты с регулируемыми резьбовыми тендерами. Верхнее крыло снабжено элеронами, а нижнее имело усиления для крепления бомбодержателей и дюралевые дуги для предотвращения задевания об землю при посадке с креном.
Оперение: киль, стабилизатор и рули имели деревянные каркасы и полотняную обшивку. Только кромки и за- концовки выполнялись из дюраля. Для повышения прочности стабилизатор дополнительно соединялся с фюзеляжем подкосами, а с килем - стальными проволочными расчалками. Установочный угол стабилизатора можно было регулировать в полете. Тросовая проводка рулей сдвоенная, управлять самолетом можно было как из передней, так и из задней кабины.
Силовая установка: на Р-5 стоял двухрядный 12-цилиндровый мотор водяного охлаждения М-17Б мощностью 680 л.с. или М-17Ф, развивавший 715 л.с. Винт деревянный, двухлопастный, фиксированного шага. Диаметр винта - 3,25 м.
Бензобаки установлены в центроплане верхнего крыла (два по 155 л.) и в фюзеляже между двигателем и кабиной пилота (два по 255 л.).
Сотовый радиатор крепился на «салазках» под двигателем. Для регулировки охлаждения его можно было втягивать в фюзеляж или опускать при помощи штурвальчика, расположенного на правом борту пилотской кабины. Обычно летом летали с полностью выпущенным радиатором, а зимой - с частично убранным.
Запуск мотора осуществлялся пневмостартером, действующим от баллона со сжатым воздухом, либо с помощью автомобильного стартера.
Шасси: пирамидальной схемы с тележкой из профилированных стальных труб и резиновыми пластинчатыми амортизаторами. Колеса тормозные, спицованные, диаметром 900 мм. Летом спицовку колес часто закрывали алюминиевыми колпаками для предохранения от грязи и аэродромной травы, а зимой меняли колеса на лыжи. Хвостовой костыль деревянный с резиновой амортизацией. Для облегчения рулежки он был синхронизирован с рулем направления.
Оборудование: многие экземпляры Р-5 оснащалась радиостанциями ВОЗ-111 или 14СК и аэрофотоаппаратами «Потте». С рацией и фотоаппаратом работал штурман. Начиная с 1932 года, на левом нижнем крыле ставили две посадочные фары, питаемые от генератора с ветрянкой, расположенной на правом нижнем крыле.
Вооружение: Р-5 был вооружен курсовым синхронным пулеметом ПВ-1, огонь из которого вел пилот, а также спаркой оборонительных пулеметов ДА на турели ТУР-б, установленной в задней кабине.
Бомбовое вооружение состояло из двух подфюзеляжных бомбодержателей ДЕР-б, восьми подкрыльевых ДЕР-7, оптического прицела ОПБ-1 и механического бомбосбрасывателя СБР-8. Максимальная боевая нагрузка - 400 кг.
Далее шла деревянная ферма четырехгранного сечения с округлой верхней гранью. Ее каркас состоял из четырех лонжеронов, 12 рамных шпангоутов, стрингеров и раскосов. Все элементы силового набора выполнялись из сосновых реек и брусков. Обшивка - фанера толщиной от трех (в передней части) до двух миллиметров. Деревянные детали фюзеляжа соединялись между собой с помощью казеинового клея, оцинкованных шурупов и гвоздей.
Задняя кабина летчика-наблюдателя (он же — штурман и воздушный стрелок). В ней установлен макет кольцевой турели ТУР-В с подъемной дугой для спарки оборонительных пулеметов ДА. |
В его задней кромке сделан полукруглый вырез для улучшения обзора.
Лонжероны - коробчатые с сосновыми полками и фанерными стенками. Нервюры - сборные из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили натянутые крестообразно внутренние лен- ты-расчалки. Обшивка обоих крыльев полотняная, за исключением прилегающих к фюзеляжу участков нижнего крыла, по которым можно было ходить. Эти участки обшивались фанерой толщиной 7-8 мм.
Межкрыльевые стойки бипланной коробки и спаренные расчалки из профилированных стальных лент. |
N-образные стойки бипланной коробки собраны из дюралюминиевых труб каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Внешние расчалки - профилированные стальные ленты с регулируемыми резьбовыми тендерами. Верхнее крыло снабжено элеронами, а нижнее имело усиления для крепления бомбодержателей и дюралевые дуги для предотвращения задевания об землю при посадке с креном.
Оперение: киль, стабилизатор и рули имели деревянные каркасы и полотняную обшивку. Только кромки и за- концовки выполнялись из дюраля. Для повышения прочности стабилизатор дополнительно соединялся с фюзеляжем подкосами, а с килем - стальными проволочными расчалками. Установочный угол стабилизатора можно было регулировать в полете. Тросовая проводка рулей сдвоенная, управлять самолетом можно было как из передней, так и из задней кабины.
Выхлопные патрубки двигателя и щели в капоте для дополнительного охлаждения моторного отсека |
Бензобаки установлены в центроплане верхнего крыла (два по 155 л.) и в фюзеляже между двигателем и кабиной пилота (два по 255 л.).
Сотовый радиатор крепился на «салазках» под двигателем. Для регулировки охлаждения его можно было втягивать в фюзеляж или опускать при помощи штурвальчика, расположенного на правом борту пилотской кабины. Обычно летом летали с полностью выпущенным радиатором, а зимой - с частично убранным.
Запуск мотора осуществлялся пневмостартером, действующим от баллона со сжатым воздухом, либо с помощью автомобильного стартера.
Выдвижной водорадиатор «автомобильного типа» и воздухозаборник карбюратора. |
Шасси: пирамидальной схемы с тележкой из профилированных стальных труб и резиновыми пластинчатыми амортизаторами. Колеса тормозные, спицованные, диаметром 900 мм. Летом спицовку колес часто закрывали алюминиевыми колпаками для предохранения от грязи и аэродромной травы, а зимой меняли колеса на лыжи. Хвостовой костыль деревянный с резиновой амортизацией. Для облегчения рулежки он был синхронизирован с рулем направления.
тележка шасси. Внутри утолщений на боковых стойках размещены резиновые пластинчатые амортизаторы. |
Оборудование: многие экземпляры Р-5 оснащалась радиостанциями ВОЗ-111 или 14СК и аэрофотоаппаратами «Потте». С рацией и фотоаппаратом работал штурман. Начиная с 1932 года, на левом нижнем крыле ставили две посадочные фары, питаемые от генератора с ветрянкой, расположенной на правом нижнем крыле.
Вооружение: Р-5 был вооружен курсовым синхронным пулеметом ПВ-1, огонь из которого вел пилот, а также спаркой оборонительных пулеметов ДА на турели ТУР-б, установленной в задней кабине.
Бомбовое вооружение состояло из двух подфюзеляжных бомбодержателей ДЕР-б, восьми подкрыльевых ДЕР-7, оптического прицела ОПБ-1 и механического бомбосбрасывателя СБР-8. Максимальная боевая нагрузка - 400 кг.
Электрогенератор с ветрянкой на нижнем крыле. Внизу видны макеты подкрыльевых бомбодержателей ДЕР-7 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий