Во второй половине 1920-х годов самой распространенной машиной советских ВВС был универсальный двухместный биплан Р-1, сочетавший в себе функции разведчика, легкого бомбардировщика, корректировщика артогня и связного самолета.
Этот аэроплан, запущенный в серийное производство в 1924 году, являлся почти точной копией английского разведчика De Havilland DH.9A, разработанного еще во времена Первой мировой войны. В 1919 году англичане передали белогвардейцам несколько десятков DH.9A, а затем некоторые из этих машин были захвачены Красной Армией. Советские летчики, испытавшие их, остались вполне довольны самолетом, и поэтому руководство ВВС РККА решило скопировать трофей и принять на вооружение.
Однако за несколько лет службы Р-1 морально устарел, его летные данные перестали отвечать требованиям времени. Советским ВВС потребовалась новая машина аналогичного класса, но более быстрая, высотная и грузоподъемная.
Первый прототип Р-5 на начальном этапе летных испытаний. Вооружение еще не установлено. В дальнейшем на самолете увеличили размер вертикального оперения и изменили его форму, спрямив переднюю кромку |
Первый прототип Р-5 на начальном этапе летных испытаний. Вооружение еще не установлено. В дальнейшем на самолете увеличили размер вертикального оперения и изменили его форму, спрямив переднюю кромку.
В конце 1926 года отдел сухопутного самолетостроения Центрального конструкторского бюро Государственного Треста авиапромышленности (сокращенно - Авиатрест) во главе с Н.Н. Поликарповым получил задание спроектировать новый армейский разведчик и легкий бомбардировщик под индексом Р-5.
Главной задачей при его создании был выбор разумного компромисса между требованиями военных и производственными возможностями тогдашних авиазаводов. Исходя из этих возможностей, Поликарпов решил делать самолет в виде цельнодеревянного биплана с фанерно-полотняной обшивкой.
Даже в те времена подобную технологию нельзя было назвать передовой, однако она позволяла в короткие сроки получить простой, дешевый и технологичный летательный аппарат, пригодный к массовому выпуску на слабо оснащенных предприятиях. Немаловажным являлось и то, что новый разведчик предписывалось строить целиком из отечественного сырья, а Россия, как известно, славится своими лесными ресурсами.
Самолет решили оснастить немецким мотором BMW-VI, который планировалось выпускать у нас по лицензии под обозначением М-17. В апреле 1927 года Поликарпов начал разработку эскизного проекта, а в июле проект был одобрен Научным комитетом ВВС. Это открыло перед Р-5 «зеленую улицу».
В 1928 году на московском авиазаводе № 25 началась постройка прототипа, а 19 сентября того же года он впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя М.М. Громова. В ходе заводских испытаний, которые продолжались до ноября, пришлось для повышения устойчивости слегка увеличить площадь вертикального оперения. Кроме того, на самолет установили вооружение.
В феврале - марте 1929 года Р-5 успешно прошел государственные испытания. Летчики отмечали простоту и легкость управления, хорошие пилотажные характеристики (самолет мог выполнять даже «мертвые петли») и способность взлетать с небольших аэродромов. В общем, оценки были самые положительные. Вскоре Управление ВВС РККА решило принять Р-5 на вооружение, а Авиатрест распорядился запустить его в серийное производство на московском авиазаводе № 1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий