
Становление советской истребительной авиации в 1920-е годы проходило под знаком творческого соперничества двух талантливых авиаконструкторов - Николая Николаевича Поликарпова и Дмитрия Павловича Григоровича. Правда, ни тот, ни другой не имели опыта проектирования истребителей - до революции Григорович специализировался на гидросамолетах, а Поликарпов работал инженером на Русско-Балтийском заводе, занимавшимся постройкой тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». И учиться им было не у кого, поскольку во времена Первой мировой и гражданской войн в России не было создано ни одного удачного истребителя, а авиазаводы выпускали копии иностранных образцов, которые к 1920 году безнадежно устарели. Поэтому начинать приходилось фактически с нуля и зачастую действовать методом проб и ошибок.
 |
Неудачный предшественник И-3 — истребитель Григоровича И-2. |
Первый шаг сделал Поликарпов, который в 1923 году разработал проект истребителя под обозначением
И-1. Это была поистине революционная машина - один из первых в мире свободнонесущих монопланов с прекрасной аэродинамикой и широким применением металла в конструкции. Но при его создании не удалось избежать серьезного просчета - центровка самолета была слишком смещена назад, что делало его неустойчивым, сложным в пилотировании и склонным к попаданию в штопор. Первый прототип разбился на испытаниях, на втором центровку исправили, но доверие к новинке уже было подорвано, кроме того, у военных вызывала сомнение прочность крыла, лишенного привычных стоек, подкосов и расчалок.
 |
Деревянная модель И-3
для продувок в аэродинамической трубе. |
В общем, самолет, опередивший свое время, не получил широкого распространения, а от конструкторов потребовали впредь проектировать истребители по «старой доброй» бипланной схеме.
В 1925 году Григорович попытался перехватить инициативу, представив самолет И-2, - классический деревянный биплан, конструктивно подобный старым немецким истребителям Rolandи Pfalz. Это был большой шаг назад в сравнении с И-1. У представителей ВВС детище Григоровича восторгов не вызвало из-за удручающе низких летных данных и целого ряда других недостатков. Ради отказа от импорта небольшая серия И-2 все же была построена, но использовался он преимущественно в качестве учебной машины и не оставил заметного следа в истории.
 |
Дореволюционный снимок
авиаконструктора Николая Поликарпова
в период его работы на
Русско-Балтийском заводе |
В 1927 году Поликарпов сделал ответный ход. Под его руководством был разработан самолет
И-3 - первый российский истребитель, полностью удовлетворивший военных заказчиков. 21 февраля 1928 года летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух новую машину. У него и у других участников программы испытаний она заслужила самые благоприятные отзывы. Пилоты отмечали высокую скорость, вертикальную и горизонтальную маневренность, хорошую управляемость и удобную кабину.
Еще до официального завершения государственных испытаний руководство ВВС приняло решение о запуске И-3 в серию на московских авиазаводах № 1 (бывший завод «Дуке») и № 25. Постройка самолета продолжалась в течение двух лет. Всего было выпущено 399 экземпляров, таким образом, И-3 стал первым крупносерийным истребителем, созданным в России.
Комментариев нет:
Отправить комментарий