Карьера первого серийного советского сверхзвукового истребителя МиГ-19 в отечественной авиации оказалась сравнительно короткой. В СССР самолет сняли с вооружения гораздо раньше, чем он исчерпал свой потенциал. Между тем в Китае прямые потомки МиГ-19 несут боевую службу до сих пор.
В развитии истребителей в конце 1940-х - начале 1950-х годов во всем мире главной целью был выход на сверхзвуковые скорости полета. В пологом пикировании скорость звука достигали многие истребители, включая МиГ-17, но по- настоящему сверхзвуковой самолет должен превышать скорость М=1 в горизонтальном полете. Обеспечить прирост скорости можно за счет совершенствования аэродинамики, прежде всего - использования крыла большой стреловидности и установки более мощных двигателей.
Эталоном для серийного МиГ-19 стал третий прототип СМ-9 - СМ-9/3. |
Работы по созданию сверхзвукового истребителя в ОКБ Микояна начались в 1950 году. Первым шагом в этом направлении стал И-340 (СМ-1). И-340 представлял собой прототип МиГ-17Ф с новой силовой установкой из двух малогабаритных ТРД А.А. Микули- на AM-5 тягой по 2000 кгс. Тяги двух ТРД АМ-5 для прорыва через звуковой барьер без существенного изменения аэродинамики самолета не хватило.
Опытный перехватчик И-350 спроектировали под один ТРД конструкции А.М. Люльки TP-ЗА тягой 4500 кгс. Самолет отличался крылом с тонким профилем стреловидностью 57° по линии четверти хорд. Летные испытания И-350 не закончили из-за недоведенности двигателя.
Эталоном для серийного МиГ-19 стал третий прототип СМ-9 - СМ-9/3 |
В ходе испытания самолет проявил тенденцию к сваливанию в штопор из-за затенения крылом Т-образного горизонтального оперения. От штопора удалось «уйти», переместив стабилизатор ближе к фюзеляжу. В обновленном виде СМ-2 передали в 1953 году на Государственные испытания, в ходе которых в полете с большими скоростями обнаружилась неустойчивость в канале тангажа. СМ-2 вновь отправился на переделку. Испытания СМ-2А с перенесенным на фюзеляж горизонтальным оперением возобновили летом 1953 года.
Первый прототип МиГ-19,СМ-9/1, был оснащен традиционным горизонтальным оперением с неподвижным стабилизатором и рулями высоты. |
Первый полет на СМ-9 выполнил Г.А. Седов 5 января 1954 года, а во втором полете летчик преодолел в горизонтальном полете звуковой барьер. Самолет запустили в серийное производство и, что крайне необычно, рекомендовали принять на вооружение еще до завершения Государственных испытаний.
Государственные испытания МиГ-19 проходил в ГК НИИ ВВС в Ахтубинске. Ведущим военным летчиком-испытателем по МиГ -19 стал С.А. Микоян, родной племянник главного конструктора А.И. Микояна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий