СМ-7/2 с выпущенными воздушными тормозами. |
СМ-2 (И-360)
Прототип СМ-2 спроектирован согласно техническому заданию на фронтовой истребитель, способный летать в горизонтальном полете со сверхзвуковой скоростью. СМ-2 выполнен по схеме среднеплана с Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка: два ТРД АМ-5 тягой по 2000 кгс, позже заменены ТРДФ АМ-5Ф тягой на форсаже по 2700 кгс. Вооружение - две 37-мм пушки Н-37Д в корнях крыла. Первый полет на СМ-2/1 выполнил 24 мая 1952 года Г.А. Седов. В 1953 году горизонтальное оперение перенесено на фюзеляж, самолет стал обозначаться СМ-2А. После увеличения площади аэродинамических гребней крыла самолет стал обозначаться СМ-2Б. Второй прототип СМ-2/2 изначально строился с горизонтальным оперением на фюзеляже. Расчетной максимальной скорости СМ-2 на испытаниях не показал.
СМ-9
В первый прототип СМ-9/1 путем установки двух ТРДФ АМ-9Б доработали СМ-2Б. Первый полет на СМ-9/1 выполнил 5 января 1954 года ГА. Седов. Постановлением СМ СССР от 17 февраля 1954 года самолет под обозначением МиГ-19 был запущен в серийное производство на заводах № 21 в Горьком (Нижний Новгород) и № 153 в Новосибирске, еще до начала Государственных испытаний.
На снимке - СМ-9/1 |
СМ-9/3 впервые поднял в воздух 27 ноября 1955 года К.К. Коккинаки. СМ-9/3 отличался от СМ-9/2 вооружением - вместо трех пушек НР-23 стояли три пушки НР-30. На СМ-9/3 была достигнута скорость М=1,46. СМ-9/3 стал эталоном для серийного МиГ-19С («С» - Стабилизатор, имеется в виду цельноповоротный стабилизатор).
Штанга ПВД у МиГ-19 на стоянке отклонялась вверх для уменьшения длины самолета. |
МиГ-19
Серийный вариант СМ-9/1. От прототипа отличался вооружением из трех пушек НР-23, наличием подкрыльевых пилонов для подвески вооружения и ПТБ, а также рядом конструктивных изменений. Заводом № 21 постооено пооядка 50 МиГ-19.
МиГ-19С
Серийный вариант СМ-9/3; на заводах в Горьком и Новосибирске построено 2120 истребителей МиГ-19С.
ПЕРЕХВАТЧИК
МиГ-19П (СМ-7)
Прототип перехватчика СМ-7/1 разработан на основе СМ-9/1 с горизонтальным оперением из стабилизатора и рулей высоты. Под крылом установлены четыре пилона для подвески вооружения и два пилона для подвески ПТБ. Вместо одного фюзеляжного ПВД установлены два на за- концовках крыла. Главным отличием перехватчика от фронтового истребителя стала РЛС (фактически радиоприцел) РП-1 «Изумруд», установлены также запросчик и ответчик системы «свой-чужой» и приемник предупреждения об электромагнитном облучении. В связи с установкой РЛС длина фюзеляжа увеличена на 36 см. Вооружение - две пушки НР-23 в корнях крыла, до четырех блоков НАР РО-57-8 на восемь 57-мм ракет АРСЧ-57 каждый. Первый полет на СМ-7/1 выполнил 28 августа 1954 года В.А. Нефедов. Второй прототип СМ-7/2 получил цельноповоротный стабилизатор и вооружение из двух 30-мм пушек НР-30, но сохранил ряд конструктивных особенностей, присущих СМ-9/1.
В 1955 году СМ-7 запущен в серийное производство под обозначением МиГ-19П («П» - Перехватчик). Перехватчики первых серий вооружались пушками НР-23, поздних - НР-30. В процессе серийного производства РЛС «Изумруд-1» заменили на РЛС «Изумруд-2».
МиГ-19ПГ
МиГ-19П, оснащенный системой наведения с наземного КП «Горизонт-1».
МиГ-19ПМ (СМ-7/М)
Перехватчик СМ-7/М проектировался под чисто ракетное вооружение из четырех УР «воздух - воздух» К-5М (РС-2УС), пушечное вооружение отсутствовало. Вместо УР К-5М допускалась подвеска неуправляемых ракет разного типа и калибра В носовой части фюзеляжа установлена РЛС «Изумруд-2». Горизонтальное оперение - по типу СМ-9/1, с рулями высоты. Первый полет СМ-7/М выполнил в конце января 1956 года. В 1957 году начато серийное производство под обозначением МиГ-19ПМ.
МиГ-19ПМ (СМ-7/2)
На втором прототипе перехватчика СМ-7/2 установили цельноповоротное горизонтальное оперение, в остальном он почти не отличался от СМ-7/М. Первые пуски ракет К-5М были выполнены именно с СМ-7/2. Серийное производство под обозначением МиГ-19ПМУ началось в 1958 году.
На прототипе перехватчика СМ-7/2 установили цельноповоротное горизонтальное оперение |
МиГ-19ПМЛ
Перехватчики МиГ-19ПМ/ПМУ, оснащенные системой наведения с земли «Лазурь», иногда обозначались МиГ-19ПМЛ.
МиГ-19СВ (СМ-9 В)
Высотный перехватчик МиГ-19СВ разработан на основе фронтового истребителя МиГ-19С специально для перехвата высотных целей, таких как британские разведчики Canberra. Конструкция самолета облегчена, сняты крыльевые пушки (оставлена одна фюзеляжная), на 2 м2 увеличена площадь крыла. Силовая установка состоит из двух ТРДФ АМ-9БФ с тягой на форсаже по 3300 кгс. Для летчика разработан высотно-компен- сирующий костюм с гермошлемом, б декабря 1956 года в ходе летных испытаний Н.И. Коровушкин достиг динамического потолка 20 740 м. МиГ-1 9СВ строился малой серией и поступал на вооружение авиаполков ПВО, прикрывавших стратегические объекты СССР.
ОПЫТНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫE САМОЛЕТЫ
Опытный И-370. На снимке хорошо видно исходное горизонтальное оперение с обычными рулями высоты |
Опытный СМ-12ПМУ с дополнительным ЖРД, установленным в контейнере под фюзеляжем. Под крылом подвешены управляемые ракеты К-5М |
СМ-30 на пусковой установке |
На СМ-12 отрабатывался осесимметричный воздухозаборник с подвижным центральным конусом. Построено несколько опытных СМ-12, на снимке — СМ-12/2 |
ЧССР
Истребители МиГ-19С строились по лицензии под обозначением S-105 заводом «Аэро Водоходы». В 1959-1961 годах построено 103 самолета, первые 13 были собраны из машинокомплектов советского производства.
КНР
В конце 1950-х годов Китай получил право выпускать по лицензии истребители МиГ-19, МиГ-19Си МиГ-19П; двигатель - РД-9Б. Самолет получил в КНР обозначение J-б (экспортное F-б); двигатель - WP-6. Производство наладили на авиазаводе в Шеньяне. Приоритет в КНР получили перехватчики. Первый полет МиГ-19, собранный в Китае из советских деталей, выполнил 17 декабря 1958 года. Полностью китайский J-6 впервые поднялся в небо 30 сентября 1959 года, массовый выпуск удалось наладить лишь в 1963 году. Истребители J-6 имели ряд отличий от МиГ-19С.
Под серию МиГ-19П (J-б) отвели завод в Наньчане, но массовое производство наладить так и не сумели. Работы по копированию МиГ-19ПМ (J-6A) растянулись на добрых полтора десятка лет - первые серийные J-6A завод сдал только в 1977-м. Вооружение J-6A состояло из четырех УР «воздух - воздух» PL-1 (аналог советской К-13).
В КНР разработали несколько модификаций J-6, первой из которых стал J-6III с двигателями увеличенной тяги, крылом меньшего размаха и осесимметричным воздухозаборником. Построено несколько сотен J-6III. F-6 для ВВС Пакистана отличались бортовым оборудованием и возможностью использования УР AIM-9; в кабине установлено катапультное кресло фирмы «Мартин Бейкер». В ноябре 1970 года первый полет выполнил двухместный учебно-тренировочный истребитель JJ-6 (FT-6). Спарка строилась большой серией и стала основным учебным истребителем китайской военной авиации.
Глубоким развитием J-б стал штурмовик Q-5 (А-5) с боковыми воздухозаборниками и новой носовой частью фюзеляжа, измененными крылом и хвостовым оперением. Ассортимент вооружения существенно расширили за счет оружия класса «воздух - поверхность». Полностью изменен состав целевого оборудования. Работы по Q-5 начались в 1958 году, но потом неоднократно прекращались и возобновлялись. Первый полет прототип выполнил в июне 1965 года, первые серийные самолеты поступили в строевые части в 1970-м. Штурмовик Q-5 неоднократно модернизировался. Под обозначением А-5 самолет экспортировался в Пакистан, КНДР и Бангладеш. Серийное производство J-6/F-6 продолжалось до 1986 года, всего построено более 4000 самолетов J-6 всех модификаций, без учета Q-5.
Отработка дозаправки в воздухе истребителя МиГ-19С (СМ-10) от бомбардировщика Ту:16. Серийные МиГ-19 системами дозаправки в воздухе не оснащались. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий