МиГ-19С ВВС ГДР, 1970-е годы. |
1954 года на воздушном параде в Тушино приняла участие группа МиГ-19 из дислоцированного в Кубинке 234-го ИАП СССР МиГ-19 вооружались истребительные полки ВВС, авиации ПВО и авиации ВМФ. МиГ-19 разных модификаций получили в общей сложности порядка 60 авиаполков. В реальных условиях самолет использовали «по предназначению» только летчики ПВО. Первые попытки перехвата на МиГ -19 высотных разведчиков относятся к 1956 году. Осенью 1957 года на перехват воздушной цели с аэродрома Андижан (Туркмения) подняли МиГ-19 9-го гвардейского ИАП ПВО. Летчик сумел набрать высоту «всего» в 17 000м и визуально обнаружил самолет, шедший с превышением на 3000 м. Пилоту не поверили - командование не верило в существование аэроплана, способного летать в горизонте на высоте 20 км. Такой самолет, однако, существовал - это был U-2.
Охота за U-2 (и ему подобными разведчиками) стала главной задачей ПВО на ближайшие годы. В апреле 1960 года на перехват U-2 из Андижана безуспешно поднималась четверка МиГ-19П. Точка в полетах иностранных самолетов-разведчиков над глубинными районами СССР была поставлена 1 мая 1960 года, когда самолет-шпион был сбит ракетой ЗРК С-75. К сожалению, сбили не только U-2. Под ракетный залп попала поднятая на перехват нарушителя пара МиГ-19П из 764-го ИАП ПВО. Истребитель старшего лейтенанта С.И. Сафронова был сбит, летчик погиб. Обстоятельства трагедии стали известны только в 1990-е годы. Первая, но далеко не последняя, победа на МиГ-19П (и МиГ-19 вообще) была одержана 1 июля 1960 года: в Заполярье в районе мыса Канин Нос сбили американский RB-47.
Карьера МиГ-19 в отечественной авиации получилась короткой. Перевооружение на более современные типы, перехватчики Як-25 и истребители МиГ-21 Ф-13, началось в первой половине 1960-х годов, а в начале 1970-х из строевых частей МиГ -19 исчезли повсеместно.
МиГ-19 в вариантах фронтового истребителя и перехватчика поставлялись европейским союзникам СССР: Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии (помимо лицензионных S-105). Кроме того, МиГ-19 получили ВВС Афганистана, Египта, Кубы, Индонезии, Ирака, Сирии. Летчики ВВС стран народной демократии, подобно коллегам из ПВО Советского Союза, неоднократно перехватывали нарушителей воздушного пространства. Египетские и сирийские МиГи принимали участие в войнах с Израилем.
Больше всех повоевать пришлось китайским J-6/F-6. За шесть лет (1965— 1971) китайские J-б сбили, главным образом над Тайваньским проливом, более 20 американских и китайских самолетов. Несли потери и ВВС КНР.
Истребители J-B строевого авиаполка ВВС Китая, 1970-е годы. |
Пакистанские F-6 широко применялись в войне с Индией (1971 год). Пакистанские данные поразительны: один сбитый F-6 против 12 самолетов, сбитых на F-6. F-6 ВВС Пакистана также применялись для нанесения ударов по наземным целям.
МиГ-19 довелось повоевать также на Среднем Востоке (Ирак, Иран, Афганистан) и в Африке (Сомали, Судан, Танзания, Уганда). Большинство стран сняли МиГ-19 с вооружения в середине 1970-х годов. ВВС Пакистана организовали торжественные проводы своих F-6 в марте 2002 года. ВВС КНР официально сняли с вооружения J-6 в 2010 году. ВВС Бангладеш продолжают эксплуатировать спарки FT-6. Скорее всего, F/FT-6 продолжат службу в ВВС КНДР.
Большинство стран сняли МиГ-19 с вооружения в середине 1970-х годов. ВВС Пакистана организовали торжественные проводы своих F-6 в марте 2002 года. ВВС КНР официально сняли с вооружения J-6 в 2010 году. ВВС Бангладеш продолжают эксплуатировать спарки FT-6. Скорее всего, F/FT-6 продолжат службу в ВВС КНДР.
Истребитель F-6 ВВС Пакистана, начало 1980-х годов. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий