Опытный Е-50 с дополнительным ЖРД С-155 |
По количеству серийных модификаций МиГ-21 входит в число мировых рекордсменов. Условно все варианты можно разделить на несколько поколений.
Прототипы Е-2, Е-50 и Е-2А
Е-2, первый из прототипов со стреловидным крылом, впервые поднялся в воздух 14 февраля 1955 года. Прототип Е-50 стал развитием прототипа Е-2, всего в 1955-1957 годах было построено три опытных самолета Е-50. На Е-50 дополнительно, выше основного двигателя АМ-9Е, поставили ЖРД С-155 конструкции Душкина, Прототип Е-50/1 совершил первый полет 9 января 1956 года. С появлением более мощного двигателя АМ-11 потребность в дополнительном ЖРД отпала, и работы по теме Е-50 прекратили. Прототип Е-2 отлетал лишь часть программы заводских испытаний. Программу завершили на прототипе Е-2А с двигателем АМ-11 и удлиненным соплом.
Прототипы Е-4 и Е-5
В основу конструкции Е-4 был положен планер самолета Е-2, но с треугольным в плане крылом со стреловидностью по передней кромке в 57°. Первый полет Е-4 выполнил 16 июня 1955 года в Жуковском. За Е-4 последовал Е-5 с двигателем АМ-11.
Е-5 впервые взлетел 9 января 1956 года, но уже 20 февраля самолет вышел из строя в результате пожара. Полеты после ремонта возобновились 26 марта. Испытания показали, что прототип Е-5 на 700 км/ч быстрее прототипа Е-4.
Прототип Е-4. |
Е-6 (предсерийный самолет)
Прототип Е-5 был рекомендован к принятию на вооружение ВВС СССР. Три предсерийных самолета получили обозначение Е-6. На них ставились усовершенствованные двигатели АМ-11, которые обозначались как Р-11Ф-300, тягой 3880 кгс (на форсаже 5740 кгс).
Опытный Е-6/2, на торцах крыла смонтированы направляющие для ракет К-13. |
МиГ-21 Ф («изделие 72»)
В 1959-1960 годах небольшую серию МиГ-21 построил Горьковский завод № 21 под обозначением МиГ-21Ф. Вооружение состояло из двух 30-мм пушек НР-30 с боезапасом по 60 снарядов на ствол. Под- крыльевые пилоны не монтировались.
МиГ-21 Ф-13 («изделие 74»)
Первая массовая модификация МиГ-21. МиГ-21Ф-13 ранней постройки внешне почти не отличались от МиГ-21Ф. По ходу серийного производства и эксплуатации истребители постоянно совершенствовались.
МиГ-21 Ф-1 2
Специальный экспортный вариант истребителя МиГ-21Ф-13, предназначенный для Финляндии.
Е-66А В начале 1961 года ОКБ Микояна поставило на первый прототип МиГ-21Ф-13 (Е- 6Т/1) новый двигатель Р-11Ф2-300, дополненный смонтированным под фюзеляжем ЖРД СЗ-20М5А. Самолет после доработки получил обозначение Е-66А.
МиГ-21 Ф-13 (чешский)
Чехословакия стала единственной страной Варшавского Договора, выпускавшей по лицензии истребители МиГ-21Ф-13. На самолетах отсутствовала прозрачная неподвижная часть фонаря кабины - весь фонарь был зашит металлом.
МиГ-21 Ф-13 (китайский)
Первый МиГ-21Ф-13, получивший обозначение J-7, поднялся в воздух 17 января 1967 года. Серийный выпуск истребителей начался в июне 1967 года на трех заводах сразу: в Шеньяне, Ченгду и в Чжуйчжоу.
МиГ-21 П
Первым самолетом данной модификации стал опытный Е-7/1, сочетавший аэродинамику прототипа Е-6Т и двигатель Р-11Ф-300 от МиГ-21Ф-13. К июню 1960 года была изготовлена небольшая установочная серия этих перехватчиков.
На Е-6/3 было установлено ПГО небольшой площади. |
МиГ-21 ПШ
Самолет оснащался ТРД Р-11Ф2-300. Вооружение - две ракеты К-13 с инфракрасными головками самонаведения или две ракеты Р-5 с радиолокационным наведением. Вместо ракет «воздух - воздух» на пилоны можно было подвешивать бомбы и неуправляемые ракеты класса «воздух - поверхность». На ранних МиГ-21ПФ контейнер с тормозным парашютом ставился на нижней поверхности фюзеляжа, на поздних - в основании киля. Также на поздних МиГ-21ПФ ставились кили с увеличенной хордой.
МиГ-21 ПШВ
Модификация МиГ-21ПФВ представляла собой вариант перехватчика МиГ-21ПФ, предназначенный специально для эксплуатации в жарком и влажном климате Юго- Восточной Азии.
МиГ-21 СОЛ
Модификация МиГ-21ФЛ была разработана специально под требования ВВС Индии. Эти самолеты строились по лицензии фирмой «Хиндустан Эйркрафт ЛТД».
МиГ-21 ПФМ
Перехватчик представлял собой дальнейшее развитие МиГ-21ПФ. Встроенного стрелкового вооружения МиГ-21ПФМ не имели, но под фюзеляжем была предусмотрена возможность монтажа пушечного контейнера ГП-9 массой 290 кг с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. Такие самолеты обозначались МиГ-21ПФМ-К. Контейнер подвешивался на место центрального подфюзеляжного пилона.
Первый перехватчик МиГ-21 ПФМ. |
Е-8 (МиГ-23)
В1961 году начались работы по проектированию более эффективного перехватчика на базе МиГ-21 - Е-8. За основу был взят усиленный планер МиГ-21ПФ. Было изготовлено всего два прототипа Е-8/1 и Е-8/2, получивших «публичное» обозначение МиГ-23. На Е-8 устанавливалось переднее горизонтальное оперение и усовершенствованные двигатели Р-11Ф (Р-21Ф). Первый полет на первом прототипе состоялся 17 апреля 1962 года, второго прототипа - 29 июля 1962 года. Потеря первого прототипа и проблемы с двигателем на Е-8/2 привели к закрытию темы.
Первый прототип Е-8. |
МиГ-21 ПД
Экспериментальный вариант самолета с коротким взлетом и посадкой. В КБ данный вариант обозначался Е-7ПД. Самолет представлял собой обычный МиГ-21ПФМ, на котором установили два двигателя РД-Зб-55. Первый полет Е-8ПД состоялся 16 июня 1966 года. Летные испытания продолжались до конца 1967 года.
Самолет внешне значительно отличался от ранних МиГ-21. В гаргроте был размещен топливный бак емкостью 340 л, а суммарный запас топлива был доведен до 2800 л. Разведчики МиГ-21Р комплектовались разведывательными контейнерами, которые подвешивались под фюзеляж, и контейнерами с аппаратурой РЭБ на законцовках крыла. Без подвешенных контейнеров МиГ-21Р использовался как обычный истребитель-перехватчик.
МиГ-21С стал первым истребителем в третьем поколении МиГ-21. Самолет был разработан на базе разведчика МиГ-21Р. На МиГ-21С не предусматривалось подвески разведывательных контейнеров и контейнеров с аппаратурой РЭБ.
Дальнейшее развитие МиГ-21С с более мощным ТРД Р-13-300 и полуутопленной в фюзеляж пушкой ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов.
Вариант представлял собой экспортную модификацию МиГ-21СМ. В отличие от «СМ» на «М» стояли менее мощный ТРД Р-11Ф2С-300 и менее совершенный радиоприцел. Лицензионное производство МиГ-21М освоил завод фирмы HAL в На сике, Индия.
МиГ-21МФ сделали на основе экспортного МиГ-21М для удовлетворения иностранных заказчиков, требовавших улучшения характеристик самолета.
Специальный вариант МиГ-21М с увеличенной емкостью внутренних топливных баков за счет увеличения объема гаргрота. Запас топлива во внутренних баках был доведен до 3250 л. Изготовили всего 15 самолетов МиГ-21МТ, пять из них поступили на вооружение советских ВВС.
Истребитель МиГ-21СМТ имел емкость внутренних баков, как у «МТ», но баки размещались иначе - в большом гаргроте, увеличение которого отрицательно сказалось на маневренности и управляемости самолета.
Самолет был построен для отработки крыла оживальной в плане формы, которое разрабатывалось для Ту-144. В МиГ-21И доработали два самолета МиГ-21С. По документации ОКБ Микояна они проходили как «Аналог». Первый полет МиГ-21И выполнил 18 апреля 1968 года. Первый МиГ-21И был потерян в результате авиакатастрофы. Второй самолет летал в течение нескольких лет по различным испытательным программам.
МиГ-21 Р
Самолет внешне значительно отличался от ранних МиГ-21. В гаргроте был размещен топливный бак емкостью 340 л, а суммарный запас топлива был доведен до 2800 л. Разведчики МиГ-21Р комплектовались разведывательными контейнерами, которые подвешивались под фюзеляж, и контейнерами с аппаратурой РЭБ на законцовках крыла. Без подвешенных контейнеров МиГ-21Р использовался как обычный истребитель-перехватчик.
Разведчик МиГ-21 P. |
МиГ-21 С
МиГ-21С стал первым истребителем в третьем поколении МиГ-21. Самолет был разработан на базе разведчика МиГ-21Р. На МиГ-21С не предусматривалось подвески разведывательных контейнеров и контейнеров с аппаратурой РЭБ.
МиГ-21 СМ
Дальнейшее развитие МиГ-21С с более мощным ТРД Р-13-300 и полуутопленной в фюзеляж пушкой ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов.
МиГ-21 М
Вариант представлял собой экспортную модификацию МиГ-21СМ. В отличие от «СМ» на «М» стояли менее мощный ТРД Р-11Ф2С-300 и менее совершенный радиоприцел. Лицензионное производство МиГ-21М освоил завод фирмы HAL в На сике, Индия.
МиГ-21 МФ
МиГ-21МФ сделали на основе экспортного МиГ-21М для удовлетворения иностранных заказчиков, требовавших улучшения характеристик самолета.
МиГ-21 МФ, аэродром Бутурлиновка, 1980-е годы. |
МиГ-21 МТ
Специальный вариант МиГ-21М с увеличенной емкостью внутренних топливных баков за счет увеличения объема гаргрота. Запас топлива во внутренних баках был доведен до 3250 л. Изготовили всего 15 самолетов МиГ-21МТ, пять из них поступили на вооружение советских ВВС.
МиГ-21 СМТ
Истребитель МиГ-21СМТ имел емкость внутренних баков, как у «МТ», но баки размещались иначе - в большом гаргроте, увеличение которого отрицательно сказалось на маневренности и управляемости самолета.
МиГ-21И («Аналог»).
Самолет был построен для отработки крыла оживальной в плане формы, которое разрабатывалось для Ту-144. В МиГ-21И доработали два самолета МиГ-21С. По документации ОКБ Микояна они проходили как «Аналог». Первый полет МиГ-21И выполнил 18 апреля 1968 года. Первый МиГ-21И был потерян в результате авиакатастрофы. Второй самолет летал в течение нескольких лет по различным испытательным программам.
МиГ-21И («Аналог»). |
МиГ-21 бис
Самолет проектировался на основе планера МиГ-21МФ, но его конструкцию изменили: стальные конструкции частично заменили титановыми, полностью обновили состав приборного оборудования кабины, поставили усовершенствованный радиоприцел и аппаратуру системы инструментальной посадки. Самолет был оснащен турбореактивным двигателем Р-25-300 с улучшенной системой форсажа.
МиГ-21бис-САУ стал дальнейшим развитием МиГ-21бис. На самолете установлено БРЭО, аналогичное используемому на истребителе МиГ-23М.
Самолет был разработан в РСК «МиГ» в середине 1990-х годов. Полной замене подверглось БРЭО и приборное оборудование кабины, были установлены система управления вооружением на основе многофункциональной РЛС «Копье». В ассортимент подвесного вооружения дополнительно включены современные УР «воздух - воздух» средней дальности РВВ-АЕ, Р-27Р, Р-27Т, УР малой дальности Р-73 и корректируемые авиабомбы КАБ-500КР. Первый полет прототип МиГ-21-93 выполнил осенью 1998 года.
Румыния стала первой страной, осуществившей модернизацию всего парка МиГ-21. Главным подрядчиком стала румынская фирма «Аэростар», но все проектные работы по модернизации выполняла израильская фирма «Элбит». 75 самолетов модернизировались в истребители-бомбардировщики, 25 - в самолеты, оптимизированные для ведения воздушного боя. Прототип самолета «Лансер А» выполнил первый полет 22 августа 1995 года. Модернизация проводилась без согласования с ОКБ Микояна и в отсутствие авторского надзора.
Прототип спарки получил обозначение Е-бУ. Первый полет МиГ-21У состоялся 16 октября 1960 года. Размеры спарки остались такими же, как у боевого МиГ-21Ф-13.
За счет установки кабины для второго летчика емкость внутренних топливных баков была уменьшена до 2350 л. Кабины закрывались индивидуальными подвижными сегментами фонарей, которые откидывались вбок. Пушки с боекомплектом и радиоприцел на спарке не ставились. После успешного завершения Государственных испытаний самолет был запущен в серийное производство под обозначением МиГ-21У.
С появлением второго поколения МиГ-21 - МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ - было решено сделать тренировочный самолет на основе планера перехватчика.
Новая спарка получила обозначение МиГ-21УС.
МиГ-21УМ представляет собой учебнотренировочный самолет для подготовки пилотов истребителей МиГ-21 третьего поколения (МиГ-21СМ/М/МФ/Р).
В середине 1960-х годов специалисты ОКБ Микояна совместно с учеными Казанского авиационного института разработали беспилотные варианты истребителей МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ. Самолеты предназначались для использования в качестве мишеней. В беспилотные мишени переоборудовались вылетавшие назначенный ресурс боевые истребители.
МиГ-21бис ВВС Венгрии, 2000 год. |
МиГ-21 бис-САУ
МиГ-21бис-САУ стал дальнейшим развитием МиГ-21бис. На самолете установлено БРЭО, аналогичное используемому на истребителе МиГ-23М.
МиГ-21-93
Самолет был разработан в РСК «МиГ» в середине 1990-х годов. Полной замене подверглось БРЭО и приборное оборудование кабины, были установлены система управления вооружением на основе многофункциональной РЛС «Копье». В ассортимент подвесного вооружения дополнительно включены современные УР «воздух - воздух» средней дальности РВВ-АЕ, Р-27Р, Р-27Т, УР малой дальности Р-73 и корректируемые авиабомбы КАБ-500КР. Первый полет прототип МиГ-21-93 выполнил осенью 1998 года.
МиГ-21 Ш-13 ВВС Кубы |
МиГ-21 «Лансер»
Румыния стала первой страной, осуществившей модернизацию всего парка МиГ-21. Главным подрядчиком стала румынская фирма «Аэростар», но все проектные работы по модернизации выполняла израильская фирма «Элбит». 75 самолетов модернизировались в истребители-бомбардировщики, 25 - в самолеты, оптимизированные для ведения воздушного боя. Прототип самолета «Лансер А» выполнил первый полет 22 августа 1995 года. Модернизация проводилась без согласования с ОКБ Микояна и в отсутствие авторского надзора.
МиГ-21 У
Прототип спарки получил обозначение Е-бУ. Первый полет МиГ-21У состоялся 16 октября 1960 года. Размеры спарки остались такими же, как у боевого МиГ-21Ф-13.
За счет установки кабины для второго летчика емкость внутренних топливных баков была уменьшена до 2350 л. Кабины закрывались индивидуальными подвижными сегментами фонарей, которые откидывались вбок. Пушки с боекомплектом и радиоприцел на спарке не ставились. После успешного завершения Государственных испытаний самолет был запущен в серийное производство под обозначением МиГ-21У.
Прототип учебно-тренировочного Е-6У/1. |
МиГ-21 УС
С появлением второго поколения МиГ-21 - МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ - было решено сделать тренировочный самолет на основе планера перехватчика.
Новая спарка получила обозначение МиГ-21УС.
МиГ-21 УМ
МиГ-21УМ представляет собой учебнотренировочный самолет для подготовки пилотов истребителей МиГ-21 третьего поколения (МиГ-21СМ/М/МФ/Р).
МиГ-21 Е (самолет-мишень)
В середине 1960-х годов специалисты ОКБ Микояна совместно с учеными Казанского авиационного института разработали беспилотные варианты истребителей МиГ-21ПФ и МиГ-21ПФМ. Самолеты предназначались для использования в качестве мишеней. В беспилотные мишени переоборудовались вылетавшие назначенный ресурс боевые истребители.
Комментариев нет:
Отправить комментарий