Истребитель Як-17 строевого авиаполка ВВС СССР, снимок предположительно сделан в 1949 году |
Вне всяких сомнений Як-15 очень облегчил переход летчиков с поршневых самолетов на реактивные. Неслучайно, что военные рассматривали Як-15 скорее не как боевой истребитель, а как учебнотренировочный самолет. С другой стороны, переоценивать значение Яка даже как учебного не стоит. В силу «прожорливости» реактивного движка и малой емкости топливных баков полет продолжительностью в 20-25 минут уже считался длительным. За 20 минут строевой летчик способен выполнить лишь несложное задание в ближней к аэродрому зоне. Полноценного обучения на боевое применение на самолете с такой продолжительностью полета организовать невозможно. Уместно напомнить, что главным критическим аргументом в отношении великолепного почти во всех отношениях МиГ-29 является малая продолжительность полета - в строевых частях обычно около часа, то есть в пять раз больше, чем у Як-15.
Пилотажная пятерка истребителей Як-15, верхние поверхности самолетов окрашены в красный цвет |
I -го учебно-методического центра переучивания летного состава, дислоцированный недалеко от железнодорожной станции Сейма (ныне город Володарск) Горьковской области. Перед полком была поставлена задача принять участие в воздушном параде 7 ноября на реактивной технике. Переучивание на Як-15 и МиГ-9, а также и подготовка к параду, велись на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Воздушный парад 7 ноября 1946 года не состоялся из-за сильного дождя, но летчики и самолеты были готовы. На аэродром Сейма
II самолетов Як-15 перелетели из Жуковского в декабре 1946 года с одной промежуточной посадкой для дозаправки - это был первый в СССР дальний (относительно!) групповой перелет реактивных самолетов. В январе на базе учебно-мето- дического центра началось переучивание строевых летчиков на реактивную технику.
Впервые реактивные самолеты в большом количестве продемонстрировали на параде 1 мая 1947 года - в нем приняло участие 50 Як-15.
Изначально выполнять пилотаж на реактивных истребителях было запрещено, но неспособный выполнять пилотаж самолет-истребитель является нонсенсом. Официально высший пилотаж на реактивном истребителе впервые в СССР выполнил 25 февраля 1947 года летчик-испытатель П.М. Стефановский, но есть данные, что первым был летчик учебно-методического центра М. Уницкий. Характерно, что оба летчика для первых полетов на пилотаж выбрали Як-15 как самый простой в пилотировании реактивный истребитель. На параде 1947 года в Тушине был показан групповой пилотаж трех Як-15. На парадах в Тушине 1948 и 1949 годов групповой пилотаж демонстрировала пятерка Як-15 - в 1948 году ведущим пятерки истребителей был генерал (впоследствии маршал авиации) Е.Я. Савицкий.
Первые реактивные истребители Яковлева в 1947-1948 годах поступили на вооружение ряда истребительных авиационных полков ВВС и ПВО, в том числе 28-го гвардейского, 72-го, 196-го, 472-го и 521 -го. В ряде полков Як-15 эксплуатировались вместе с Як-17. С вооружения Як-15 и Як-17 сняли в начале 1950-х годов. Спарки Як-17УТИ продержались в строю несколько больше - до начала массовых поставок учебно-тренировочно- го истребителя МиГ-15. Истребители Як-15 не экспортировались, но Як-17 получили ВВС Болгарии и Польши, а Як-17УТИ поставлялись в Болгарию, Польшу, Румынию, Чехословакию и Китай. В Польше Як-17УТИ летали до 1960 года. С вооружения ВВС Болгарии, Чехословакии и Румынии Як-17 сняли в середине 1950-х годов. В Китае на Як-17УТИ в течение нескольких лет готовили летчиков для МиГ-15.
Комментариев нет:
Отправить комментарий