На долгие годы
истребитель МиГ-15 стал таким же узнаваемым символом советской авиации, каким в 1930-е годы был истребитель
И-16.
|
Сборка третьего прототипа С-03
на опытном заводе ОКБ в Москве.
|
Разработка первого по настоящему массового отечественного реактивного истребителя началась в ОКБ А.И. Микояна в 1946 году. За основу был взят
МиГ-9, но в процессе разработки проект претерпел радикальные изменения. Прорабатывались различные варианты компоновки самолета, включая двухбалочную. Общим для всех проектов являлось использование стреловидного крыла, как обеспечивавшего получение высокой околозвуковой скорости. Конструкторы и ученые ЦАГИ воспользовались и творчески развили результаты, полученные в годы Второй мировой войны германскими исследователями в области стреловидных крыльев и аэродинамики больших скоростей. Разработка фронтового истребителя велась на конкурсной основе, помимо ОКБ А.И. Микояна свои предложения представили ОКБ С.А. Лавочкина и А.С. Яковлева. Все самолеты разрабатывались под британские двигатели. В 1946 году советской делегации, в состав которой входил А.И. Микоян, удалось договориться о закупке в Великобритании 30 ТРД «Дервент V» и 30 почти вдвое более мощных ТРД «Нин». Согласно легенде, купить двигатели помогло мастерство Микояна в игре на бильярде. В определенный момент переговоры зашли в тупик, и А.И. Микоян предложил «сгонять» партию, ставкой в которой были те самые движки. Советский конструктор выиграл, а представитель фирмы «Роллс-Ройс» сдержал слово джентльмена. Красивая легенда, тем не менее купить двигатели у вероятного противника удалось, за что фирма «Роллс-Ройс» и британское правительство в последующие десятилетия подвергались жестокой критике.
Микоян выбрал для своего «изделия» более мощный и тяжелый двигатель «Нин», который считался «бомбардировочным». Лавочкин и Яковлев спроектировали истребители под легкий, но менее мощный «Дервент».
К полномасштабной разработке на микояновской фирме приняли проект И-310 («С»). Проектированием руководил заместитель главного конструктора ОКБ А.Г Брунов. Постройка первого прототипа С-01 началась весной 1947 года, однако самолет не достроили. Вооружение на С-01 предполагалось разместить как на МиГ-9М: по бортам носовой части фюзеляжа. Эксплуатация МиГ-9 выявила частые случаи помпажа двигателей при стрельбе из пушек из-за попадания в воздухозаборник пороховых газов. Конструкцию носовой части недостроенного С-01 переделали, разместив три пушки на едином лафете в нижней части фюзеляжа. Первый полет на С-01 летчик-испы- татель В.Н. Юганов выполнил 30 декабря 1947 года. В мае 1948-го первый полет выполнил второй прототип С-02.
|
С-02, второй прототип будущего МиГ-15. |
Третий прототип С-03, ставший фактически эталоном для серийного производства, поднялся в воздух в июле 1948 года. По результатам Государственных испытаний, завершившихся в декабре 1948-го, истребитель рекомендовали к запуску в серийное производство под обозначением МиГ-15.
МиГ-15 запустили в серию параллельно с Ла-15 конструкции С.А. Лавочкина. Самолеты обладали близкими летными характеристиками, но МиГ-15 обладал лучшими летно-посадочными данными. Этот фактор в сочетании с рядом других предопределил судьбу машины. МиГ-15 стал «самолетом-солдатом», а Ла-15 вскоре сняли с производства, хотя летчики, летавшие на этом истребителе, отмечали его лучшую в сравнении с МиГом управляемость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий