МиГ-9
Единственная серийная модификация. Самолет запущен в серию осенью 1946 года на авиазаводе № 1 имени Сталина в городе Куйбышев (ныне Самара), причем произошло это еще до окончания государственных испытаний! Такая спешка объяснялась тем, что первые 10 машин намеревались показать 7 ноября на воздушном параде над Красной площадью в честь очередной годовщины Октябрьской революции. Завод справился с заданием, но парад отменили из-за погодных условий.
Следующую партию уже в 48 машин сделали к первомайскому параду 1947 года. Их публичный показ имел большое пропагандистское значение:
Однако восторженные зрители не знали, что эти машины, собранные второпях, обладали массой дефектов и недоработок, делавших их фактически небоеспособными. Текли топливные баки, на посадке часто рвались покрышки колес, отсутствие катапультного кресла делало невозможным аварийное покидание самолета на больших скоростях, из-за некачественного крепления термостойких экранов в полете возникали опасные вибрации... Общий список претензий к МиГ-9, составленный военными по итогам первых недель эксплуатации, составил 37 пунктов. В результате серийное производство было приостановлено до устранения выявленных недостатков.
Единственный МиГ-9, сохранившийся в России, представлен в Монинском музее авиации. Это обычная серийная машина. |
Один из экземпляров МиГ-9 без вооружения, установлен только массогабаритный макет центральной пушки. Очевидно, этот самолет использовался в учебных целях. |
По ходу производства в конструкцию МиГ-9 непрерывно вносились различные изменения. Так, в 1948 году прицел ПКИ-1 заменили усовершенствованным АСП-1Н, деревянные передние кромки оперения заменили металлическими, усилили обшивку крыла, с 400-го экземпляра начали ставить лобовое бронестекло кабины и т.д.
МиГ-9 с подвесными топливными бакеми, укрепленными под законцовками крыла. |
И-307
В начале 1947 года советская авиапромышленность освоила выпуск форсированного двигателя BMW 003С, которому у нас присвоили индекс РД-21. По габаритам он не отличался от РД-20, поэтому не возникло никаких сложностей при оснащении этими моторами истребителя МиГ-9. Новая модификация получила заводское обозначение И-307. Летные испытания, начатые 2 августа, показали, что характеристики машины заметно улучшились.
Помимо замены силовой установки на самолете изменили расположение центральной пушки, перенеся ее на левый борт, однако в борьбе с отказами двигателей это помогло слабо. В целом по итогам испытаний, которые завершились в декабре, был сделан вывод, что самолет не обладает существенным превосходством над обычным МиГ-9, а потому запуск его в серию нецелесообразен.
МиГ-9М (И-308)
Усовершенствованная модификация МиГ-9, появившаяся в конце 1947 года. На самолете полностью изменили схему размещения вооружения — пушку Н-37 перенесли из центральной перегородки воздухозаборника на правый борт, а пушки НС-23 - на левый, причем все орудия были смещены назад, так что их стволы не выходили за лобовой срез фюзеляжа. Это исключило возможность попадания пороховых газов в воздухозаборники, и проблема остановок двигателей при стрельбе была, наконец, решена.
Кроме того, самолет оснастили тормозными щитками и гермокабиной с катапультным креслом, которую сдвинули немного вперед для улучшения обзора.
В качестве силовой установки использованы двигатели РД-21.
По сути, МиГ-9М стал полноценным истребителем, способным успешно решать боевые задачи на всем диапазоне высот, однако к моменту завершения его испытаний в апреле 1948 года уже летал прототип И-310 (будущий МиГ-15) - принципиально новой машины, обладавшей решающим превосходством над любой модификацией МиГ-9 по всем летным характеристикам. Поэтому МиГ-9М признали бесперспективным и серийно не строили.
МиГ-9М. Пушки НС-23 перенесены на левый борт и полностью «утоплены» в фюзеляже. Пушка Н-37 установлена таким же образом по правому борту. |
МиГ-9УТИ (И-301Т)
Переход военной авиации на реактивную тягу поставил перед авиаконструкторами задачу создания учебно-бое- вого самолета для подготовки пилотов реактивных истребителей и переучивания летчиков с поршневых на реактивные машины. Первым советским учебно-тренировочным истребителем сТРД стал МиГ-9УТИ, который появился практически одновременно с МиГ-9 в декабре 1946 года. От своего одноместного «собрата» он отличался только двухместной кабиной под общим длинным фонарем, в которой спереди было место курсанта, а сзади - инструктора. Для размещения сиденья инструктора пришлось отказаться от одного из топливных баков.
Двухместный МиГ-9 по своим летным данным почти не уступал одноместному, однако на испытаниях военные забраковали его из-за плохого обзора вперед из задней кабины. В июле 1947 года разработчики представили второй, улучшенный прототип, в котором этот недостаток был частично устранен (сиденье инструктора приподняли, а заднюю часть фонаря сделали более высокой).
Повторные испытания самолет прошел успешно, на 1948 год запланировали постройку серии в 60 экземпляров, но этим планам не суждено было сбыться по той же причине, по которой отказались от МиГ-9М: в связи с принятием на вооружение более совершенного истребителя МиГ-15 «летающий тренажер» решили делать на его базе.
В дальнейшем второй прототип МиГ-9 УТИ использовался для испытания катапультных кресел.
Опытный экземпляр двухместного учебнотренировочного истребителя МиГ-9УТИ. |
МиГ-9Л
В 1948 году в СССР началась разработка самонаводящегося противокорабельного самолета-снаряда (в современной терминологии - крылатой ракеты) под кодовым наименованием «Комета». Для отработки систем управления и наведения нового оружия один из серийных МиГ-9 переоборудовали в летающую лабораторию. Все вооружение сняли, над носовым воздухозаборником установили антенну РЛС облучения цели, на передней кромке крыла - приемные антенны, а на законцовке киля - еще одну приемо-передающую РЛС.
За кабиной пилота оборудовали кабину инженера-оператора электронного оборудования.
МиГ-9Л впервые поднялся в воздух 14 мая 1949 года и в течение четырех лет использовался при испытаниях спецаппа- ратуры, после чего его сменила летающая лаборатория на базе МиГ-15.
Комментариев нет:
Отправить комментарий