Серийный МиГ-15 («СВ») на испытаниях в ЛИИ |
Прототипы
Построено три прототипа С-01, С-02 и С-03. Первые два прототипа отличались друг от друга незначительно.
В конструкцию С-03 внесли изменения по результатам летных испытаний первых двух прототипов. На всех трех прототипах стояли британские ТРД «Нин».
Серийные варианты МиГ-15 («СВ»)
За эталон для серии был принят С-03, но серийные истребители «СВ» отличались от третьего прототипа составом бортового оборудования и рядом конструктивных изменений. Серийный выпуск МиГ-15 на заводе N2 1 в Куйбышеве (ныне Самара) начался в 1949 году. Этот завод являлся головным по выпуску МиГ-15. Помимо завода № 1 истребители МиГ-15 выпускались на заводах № 135 в Харькове,
МиГ-15СУ с ограниченно-подвижными пушками LU-3 калибра 23 мм. |
МиГ-15бис («СД»)
Прототип варианта МиГ-15 с усиленной конструкцией и двигателем ВК-1 тягой 2700 кгс выполнил первый полет в 1949 году. Двигатель ВК-1 представлял собой развитие ТРД РД-45Ф. На «СД» обновлен состав бортового оборудования, установлены перископ заднего вида на переплете фонаря кабины и контейнер с тормозным парашютом в хвостовой части фюзеляжа. МиГ -15бис серийно выпускался в 1950-1953 годах и стал самой массовой модификацией МиГ-15. Подобно МиГ -15, «бис» по ходу производства совершенствовался. На основе базового варианта фронтового истребителя были разработаны и серийно строились истребитель сопровождения бомбардировщиков с возможностью подвески ПТБ емкостью по 1170 л - МиГ-15Сбис («СД-УПБ»), и тактический разведчик МиГ-15Рбис («СР»), оснащенный фотоаппаратурой с вооружением из одной 37-мм и одной 23-мм пушек.
МиГ-15бис стал самым массовым вариантом реактивного «самолета-солдата». |
УТИ МиГ-15 («СТ»)
Двухместный учебно-тренировочный УТИ МиГ-15 («СТ») конструктивно отличался от боевого МиГ-15, главным образом, кабиной. Курсант размещался на переднем кресле, инструктор - на заднем. Фонарь передней кабины откидывался вправо, задней - сдвигался назад. Для размещения второго члена экипажа пришлось уменьшить емкость топливного бака. Вооружение - одна 23-мм пушка НР-23 с боекомплектом 80 снарядов и один 12,7-мм пулемет УБК-Е с боекомплектом 120 патронов. На варианте СТ-2 пушка не ставилась, самолет был оснащен системой ОСП-48. СТ-2 стал основным вариантом спарки и выпускался большой серией на двух заводах. Первый полет прототип спарки выполнил в 1949 году. УТИ МиГ-15 стал «летающей партой» для многих поколений советских летчиков. Эти машины эксплуатировались в учебных авиационных полках ВВС и учебных центрах ДОСААФ, как минимум до конца 1970-х годов.
МиГ-15бис одного из авиаполков ВВС СССР |
Беспилотные варианты
Беспилотные мишени
В радиоуправляемые мишени СДК-5 дорабатывались снятые с вооружения истребители МиГ-15 и МиГ-15бис.
В радиоуправляемые мишени СДК-5 дорабатывались снятые с вооружения истребители МиГ-15 и МиГ-15бис.
СДК-7
Беспилотный аппарат СДК-7 предназначался для отработки конструкции и систем управления крылатых ракет КС-10 и КСР-2, которыми позже вооружались бомбардировщики Ту-16.
Опытные истребители
МиГ-15бис с двигателем ВК-5 обозначался СЛ-5; испытания проводились в 1951 году, двигатель оказался неудачным. Были также построены два опытных «СЕ» с килем и элеронами увеличенной площади. На одном «СЕ» летчик-испытатель Д.М. Тютерев в октябре 1949 года в пологом пикировании превысил скорость звука.
На самолете «СИ» использовали крыло стреловидностью 45°, отработанное на самолете Ла-176. Построено два исходных прототипа: фронтовой истребитель СИ-1 и перехватчик СП-2. Улучшенные СИ-01 и СИ-02 стали прототипами истребителя МиГ-17.
Летающая лаборатория СТ-10 на основе УТИ МиГ-15 предназначалась для испытаний катапультных кресел. |
Модификации, предназначенные для отработки вооружения
МиГ-15бис послужил базой для отработки перспективного авиационного вооружения. На СД-21 испытывались НАР «воздух - воздух» АРС-212 калибра 212 мм, на СД-57 - 12-зарядные 57-мм блоки НАР ОРО-57, на СД-5 - восьмизарядные блоки НАР ОРО-57. СД-25 предназначался для испытаний противосамолетных бомб ПРОСАБ-250 и ПРОСАБ-100. Самолет ИШ проектировался как специализированная ударная машина с усиленным крылом и четырьмя пилонами для подвески бомб и ракет; построено 12 предсерийных самолетов, в серию не передавался. На одном ИШ установили новые 23-мм пушки LU-3. В вариант МиГ-15СУ с ограниченно подвижной пушечной установкой (две пушки LLI-3) доработан один МиГ-15.
На СД-21 испытывались неуправляемые ракеты класса «воздух -воздух» АРС-212 калибра 212 мм. |
Опытные перехватчики
Ни один из специализированных перехватчиков на основе МиГ-15 в серийное производство не передавался. На СП-1 установили одноантенную РЛС «Торий», испытания показали, что работать с данным радиоприцелом и одновременно пилотировать самолет под силу только очень опытным летчикам. На СП-5 установили двухантенную РЛС «Изумруд». Отработанная на СП-5 схема размещения антенн РЛС использована на перехватчиках МиГ-17П и МиГ-19П.
Опытные истребители сопровождения
Дальняя Авиация нуждалась в истребителе, способном прикрывать бомбардировщики Ту-4. По заказу Дальней авиации ОКБ А.С. Яковлева разработала вариант МиГ-15бис «Бурлак». Система «Бурлак» позволяла бомбардировщику Ту-4 буксировать МиГ-1 5бис, ТРД истребителя при этом не работал. В случае опасности летчик МиГа запускал двигатель и отсоединялся от буксировщика. С технической точки зрения система была удачной, но летчику много часов приходилось находиться в неотапливаемой кабине. Неудачный в целом опыт системы «Бурлак» стимулировал разработку для МиГ-15бис системы дозаправки в полете. Испытания МиГ-15бис с системой дозаправки в воздухе проводились в середине 1950-х годов.
УТИ МИГ-15 использовался в учебных центрах ДОСААФ до середины 1970-х годов. Этот самолет дал путевку в небо тысячам летчиков в разных странах мира |
Опытные варианты УТИ МиГ-15
СТ-7 и СТ-8 строились как прототипы учебно-тренировочных перехватчиков с РЛС «Изумруд». СТ-7 строился ограниченной серией, на СТ-8 отрабатывались различные радиоприцелы. Одну спар- ку доработали в летающую лабораторию СТ-10, предназначенную для испытаний катапультных кресел.
Лицензионное производство
ПольшаВ ПНР истребители МиГ-15 выпускала фирма WSK. Вариант, аналогичный МиГ-15, обозначался Lim-1, МиГ-15бис- Lim-2. Lim-1, доработанные в Lim-2, обозначались Lim-1,5. Фирма WSK также строила разведчики Lim-2R. Спарки SBLim-1 представляли собой вариант Lim-1, SBLim-2 - соответственно Lim-2. Первый Lim-1 поднялся в воздух летом 1952 года.
УТИ МиГ-15 (CS-102) ВВС ЧССР в полете. |
Чехословакия
В ЧССР истребители МиГ-15 строились сначала на «Летов-Летнани», затем - на заводе «Аэро Водоходы». МиГ-15 чешской постройки обозначались S-102, МиГ-15бис - S-103, УТИ МиГ-15 -CS-102. Первый полет S-102 выполнил осенью 1951 года, серийное производство завершилось в 1962 году. Спарки CS-102 поставлялись на экспорт. В Чехословакии были разработаны собственные модификации МиГ-15. В 1956 году обозначения S-102, S-103 и CS-103 заменили на аналогичные советские.
Китай
Истребители МиГ-15 в ВВС КНР получили обозначение J-2. МиГ-15 в Китае не строились, но капитальный ремонт таких самолетов был налажен на авиазаводе в Шеньяне. На этом заводе серийно выпускались спарки JJ-2, незначительно отличавшиеся от УТИ МиГ-15. Экспортировались JJ-22 под обозначением FT-2.
Опытный перехватчик СП-5 с РЛС «Изумруд». Опыт разработки СП-5 использован при создании перехватчика МиГ-17ПФ |
На СП-1 установили одноантенную РЛС «Торий», средний летчик не мог одновременно пилотировать самолет и аффективно работать с РЛС. |
Ночные полеты в авиаполку ВВС СССР, вооруженном истребителями МиГ-15 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий