в Google+ Мы в Google+ Модификации МиГ-15 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

10.03.2013

Модификации МиГ-15

Серийный истребитель МиГ-15
Серийный МиГ-15 («СВ») на испытаниях в ЛИИ

Прототипы


Построено три прототипа С-01, С-02 и С-03. Первые два прототипа от­личались друг от друга незначительно.

В конструкцию С-03 внесли изменения по результатам летных испытаний первых двух прототипов. На всех трех прототипах стояли британские ТРД «Нин».

Серийные варианты МиГ-15 («СВ»)


За эталон для серии был принят С-03, но серийные истребители «СВ» отли­чались от третьего прототипа составом бортового оборудования и рядом кон­структивных изменений. Серийный вы­пуск МиГ-15 на заводе N2 1 в Куй­бышеве (ныне Самара) начался в 1949 году. Этот завод являлся голов­ным по выпуску МиГ-15. Помимо за­вода № 1 истребители МиГ-15 выпу­скались на заводах № 135 в Харькове,
МиГ-15СУ фото
МиГ-15СУ с ограниченно-подвижными пушками LU-3 калибра 23 мм.
№ 21 в Горьком (ныне Нижний Новго­род), № 126 в Комсомольске-на-Амуре, № 153 в Новосибирске, № 31 в Тбили­си, № 292 в Саратове, № 381 в Москве и № 99 в Улан-Удэ. С учетом лицензи­онного производства в ЧССР, ПНР и КНР построено более 15 500 истребителей МиГ-15 всех модификаций. МиГ-15 яв­ляется самым массовым реактивным ис­требителем в истории авиации. В ходе се­рийного производства самолет постоянно совершенствовался, причем изменения далеко не всегда отражались в обозначе­нии истребителя. На все серийные само­леты устанавливались двигатели РД-45Ф; двигатель также совершенствовался по ходу производства.

МиГ-15бис («СД»)


Прототип варианта МиГ-15 с усилен­ной конструкцией и двигателем ВК-1 тя­гой 2700 кгс выполнил первый полет в 1949 году. Двигатель ВК-1 представ­лял собой развитие ТРД РД-45Ф. На «СД» обновлен состав бортового оборудова­ния, установлены перископ заднего вида на переплете фонаря кабины и контейнер с тормозным парашютом в хвостовой ча­сти фюзеляжа. МиГ -15бис серийно выпу­скался в 1950-1953 годах и стал самой массовой модификацией МиГ-15. По­добно МиГ -15, «бис» по ходу производ­ства совершенствовался. На основе ба­зового варианта фронтового истребителя были разработаны и серийно строились истребитель сопровождения бомбар­дировщиков с возможностью подвески ПТБ емкостью по 1170 л - МиГ-15Сбис («СД-УПБ»), и тактический разведчик МиГ-15Рбис («СР»), оснащенный фото­аппаратурой с вооружением из одной 37-мм и одной 23-мм пушек.
МиГ-15бис фото
МиГ-15бис стал самым массовым вариантом реактивного «самолета-солдата».

УТИ МиГ-15 («СТ»)


Двухместный учебно-тренировочный УТИ МиГ-15 («СТ») конструктивно отли­чался от боевого МиГ-15, главным об­разом, кабиной. Курсант размещался на переднем кресле, инструктор - на за­днем. Фонарь передней кабины откиды­вался вправо, задней - сдвигался назад. Для размещения второго члена экипажа пришлось уменьшить емкость топливно­го бака. Вооружение - одна 23-мм пуш­ка НР-23 с боекомплектом 80 снарядов и один 12,7-мм пулемет УБК-Е с боеком­плектом 120 патронов. На варианте СТ-2 пушка не ставилась, самолет был оснащен системой ОСП-48. СТ-2 стал основным ва­риантом спарки и выпускался большой се­рией на двух заводах. Первый полет про­тотип спарки выполнил в 1949 году. УТИ МиГ-15 стал «летающей партой» для мно­гих поколений советских летчиков. Эти машины эксплуатировались в учебных авиационных полках ВВС и учебных цен­трах ДОСААФ, как минимум до конца 1970-х годов.
истребитель МиГ-15бис
МиГ-15бис одного из авиаполков ВВС СССР


Беспилотные варианты

Беспилотные мишени

В радиоуправляемые мишени СДК-5 до­рабатывались снятые с вооружения истре­бители МиГ-15 и МиГ-15бис.

СДК-7


Беспилотный аппарат СДК-7 предназна­чался для отработки конструкции и си­стем управления крылатых ракет КС-10 и КСР-2, которыми позже вооружались бомбардировщики Ту-16.

Опытные истребители


МиГ-15бис с двигателем ВК-5 обозна­чался СЛ-5; испытания проводились в 1951 году, двигатель оказался неудач­ным. Были также построены два опытных «СЕ» с килем и элеронами увеличенной площади. На одном «СЕ» летчик-испы­татель Д.М. Тютерев в октябре 1949 года в пологом пикировании превысил ско­рость звука.

На самолете «СИ» использовали крыло стреловидностью 45°, отработанное на са­молете Ла-176. Построено два исходных прототипа: фронтовой истребитель СИ-1 и перехватчик СП-2. Улучшенные СИ-01 и СИ-02 стали прототипами истребителя МиГ-17.
СТ-10 на основе УТИ МиГ-15
Летающая лаборатория СТ-10 на основе УТИ МиГ-15 предназначалась для испытаний катапультных кресел.

Модификации, предназначенные для отработки вооружения


МиГ-15бис послужил базой для отработ­ки перспективного авиационного воору­жения. На СД-21 испытывались НАР «воз­дух - воздух» АРС-212 калибра 212 мм, на СД-57 - 12-зарядные 57-мм блоки НАР ОРО-57, на СД-5 - восьмизарядные блоки НАР ОРО-57. СД-25 предназна­чался для испытаний противосамолетных бомб ПРОСАБ-250 и ПРОСАБ-100. Самолет ИШ проектировался как специ­ализированная ударная машина с уси­ленным крылом и четырьмя пилонами для подвески бомб и ракет; построе­но 12 предсерийных самолетов, в серию не передавался. На одном ИШ установи­ли новые 23-мм пушки LU-3. В вариант МиГ-15СУ с ограниченно подвижной пу­шечной установкой (две пушки LLI-3) до­работан один МиГ-15.
СД-21
На СД-21 испытывались неуправляемые ракеты класса «воздух -воздух» АРС-212 калибра 212 мм.

Опытные перехватчики


Ни один из специализированных пере­хватчиков на основе МиГ-15 в серийное производство не передавался. На СП-1 установили одноантенную РЛС «Торий», испытания показали, что работать с дан­ным радиоприцелом и одновременно пи­лотировать самолет под силу только очень опытным летчикам. На СП-5 установи­ли двухантенную РЛС «Изумруд». Отра­ботанная на СП-5 схема размещения ан­тенн РЛС использована на перехватчиках МиГ-17П и МиГ-19П.

Опытные истребители сопровождения


Дальняя Авиация нуждалась в истреби­теле, способном прикрывать бомбарди­ровщики Ту-4. По заказу Дальней авиации ОКБ А.С. Яковлева разработала вариант МиГ-15бис «Бурлак». Система «Бурлак» позволяла бомбардировщику Ту-4 бук­сировать МиГ-1 5бис, ТРД истребителя при этом не работал. В случае опасности летчик МиГа запускал двигатель и отсо­единялся от буксировщика. С техниче­ской точки зрения система была удачной, но летчику много часов приходилось на­ходиться в неотапливаемой кабине. Неу­дачный в целом опыт системы «Бурлак» стимулировал разработку для МиГ-15бис системы дозаправки в полете. Испытания МиГ-15бис с системой дозаправки в воз­духе проводились в середине 1950-х го­дов.
УТИ МИГ-15 фото
УТИ МИГ-15 использовался в учебных центрах ДОСААФ до середины 1970-х годов. Этот самолет дал путевку в небо тысячам летчиков в разных странах мира

Опытные варианты УТИ МиГ-15


СТ-7 и СТ-8 строились как прототипы учебно-тренировочных перехватчиков с РЛС «Изумруд». СТ-7 строился ограни­ченной серией, на СТ-8 отрабатывались различные радиоприцелы. Одну спар- ку доработали в летающую лабораторию СТ-10, предназначенную для испытаний катапультных кресел.

Лицензионное производство

Польша

В ПНР истребители МиГ-15 выпускала фир­ма WSK. Вариант, аналогичный МиГ-15, обозначался Lim-1, МиГ-15бис- Lim-2. Lim-1, доработанные в Lim-2, обозначались Lim-1,5. Фирма WSK также строила раз­ведчики Lim-2R. Спарки SBLim-1 представ­ляли собой вариант Lim-1, SBLim-2 - соот­ветственно Lim-2. Первый Lim-1 поднялся в воздух летом 1952 года.
УТИ МиГ-15 фото
УТИ МиГ-15 (CS-102) ВВС ЧССР в полете.

Чехословакия

В ЧССР истребители МиГ-15 строились сна­чала на «Летов-Летнани», затем - на заводе «Аэро Водоходы». МиГ-15 чешской построй­ки обозначались S-102, МиГ-15бис - S-103, УТИ МиГ-15 -CS-102. Первый полет S-102 выполнил осенью 1951 года, серий­ное производство завершилось в 1962 году. Спарки CS-102 поставлялись на экспорт. В Че­хословакии были разработаны собствен­ные модификации МиГ-15. В 1956 году обо­значения S-102, S-103 и CS-103 заменили на аналогичные советские.

Китай

Истребители МиГ-15 в ВВС КНР получили обозначение J-2. МиГ-15 в Китае не строи­лись, но капитальный ремонт таких самоле­тов был налажен на авиазаводе в Шеньяне. На этом заводе серийно выпускались спар­ки JJ-2, незначительно отличавшиеся от УТИ МиГ-15. Экспортировались JJ-22 под обозна­чением FT-2.

Опытный перехватчик СП-5
Опытный перехватчик СП-5 с РЛС «Изумруд». Опыт разработки СП-5 использован при создании перехватчика МиГ-17ПФ
СП-1
На СП-1 установили одноантенную РЛС «Торий», средний летчик не мог одновременно пилотировать самолет и аффективно работать с РЛС.
 истребителями МиГ-15
Ночные полеты в авиаполку ВВС СССР, вооруженном истребителями МиГ-15

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск