МиГ-9 в статической экспозиции старинных самолетов Московского аэрокосмического салона МАКС-199З |
Обучение проходило с большими трудностями, вызванными как недостатками новой техники, так и психологической неготовностью авиаторов подниматься в небо на самолетах без винта. Положение осложнялось отсутствием двухместных учебных спарок - летчикам приходилось сразу вылетать на абсолютно непривычных для них машинах в одиночку, без инструктора. Тем не менее к концу апреля учебный цикл был пройден без катастроф и других серьезных происшествий.
В дальнейшем, по мере поступления с куйбышевского авиазавода серийных машин, на МиГ-9 полностью или частично перевооружили 1 -й гвардейский, 5-й, 10-й, 11-й и 14-йавиа- корпуса. Постепенно летчики привыкли к реактивному МиГу, однако нарекания на технические неполадки продолжали поступать буквально со всех аэродромов. Многие истребители из-за неисправностей простаивали недели и даже месяцы, а бригадам заводских рабочих и инженеров приходилось постоянно ездить по авиачастям, устраняя отказы и поломки, с которыми не могли справиться аэродромные механики.
Учения по противохимической защите на аэродроме одного из авиаполков, вооруженных МиГ-9. |
К 1949 году МиГ-15 успешно завершил программу испытаний, был принят на вооружение и запущен в серию на том самом заводе, который раньше выпускал МиГ-9. Для МиГ-9 это означало близкий конец его недолгой карьеры. В 1950-1951 годах все самолеты этого типа вывели из состава строевых частей. Однако многие из них пребывали в неплохом техническом состоянии. Отправлять такие машины на свалку было неразумно, а потому их решили подарить Китайской Народной Республике, которую тогдашнее советское руководство считало своим ближайшим союзником.
Всего в 1952 году Китай получил 372 истребителя МиГ-9, то есть почти 2/3 от их общего количества. Поскольку даже по тамошним меркам эти самолеты считались морально устаревшими (тем более что одновременно с ними СССР поставлял в Китай новейшие МиГ-1 5 и МиГ-1 5бис), их использовали для обучения и тренировок летного состава, а уже через год - списали из-за выработки моторесурса. К МиГ-9 можно отнести известную русскую поговорку — «первый блин - комом». Он имел много недостатков, а его служба была довольно короткой и не отмеченной славными достижениями. Но именно благодаря ему советские авиаконструкторы приобрели ценные знания, которые в дальнейшем позволили им создать более совершенные боевые машины, а наши ВВС получили не менее ценный опыт эксплуатации реактивной техники.
Профилактический осмотр двигателя МиГ-9. Для удобства работы механиков самолет «поставлен на хвост». Любопытно, что с него демонтированы орудия НС-23, а их порты закрыты заглушками. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий