МиГ-29 («9-12») ВВС Польши, на внешней подвеске — УР Р-6О. |
В отличие от предшествующих МиГов, «буковки» в обозначении модификаций МиГ-29, исключая новейшие СМТ, не прижились. Имеются всего три массовые модификации — «9-12», «9-13» и спарка — именно так самолеты называют в строевых частях российских ВВС.
ОПЫТНЫЕ САМОЛЕТЫ
С целью ускорения выполнения программы летных испытаний построено 19 прототипов и предсерийных самолетов, включая спарку.
МиГ-29 (изделие 9-12)
Первые серийные «9-12» отличались от предсерийных машин лишь в деталях, но по ходу производства в конструкцию внесли большое количество изменений, отказавшись, в частности, от подфюзеляжных килей и увеличив площадь вертикального оперения. Перед форкилями стали монтировать блоки отстрела ложных целей.
Вариант, предназначенный для стран Варшавского договора, обозначался «9-12А», вариант для стран, не входивших в ОВД — «9-12Б»
МиГ-29УЕЗТ в демонстрационном полете. |
МиГ-29 (изделие 9-13)
Внешне «9-13» отличается от «9-12» более развитым гаргротом, в котором размещен топливный бак. Иногда «9-13» называют «горбатым», хотя горбатым является как раз «9-12» - топливный бак сделал переход от кабины к хвостовой части фюзеляжа более плавным. Доработана конструкция самолета, несколько изменен состав БРЭО, на усиленных внутренних подкрыльевых пилонах предусмотрена возможность подвески ПТБ емкостью по 1300 л, масса подвесного вооружения доведена до 4000 кг.
МиГ-29УБ (изделие 9-51)
МиГ-29УБ представляет собой двухместный учебно-тренировочный истребитель с ограниченными боевыми возможностями, РЛС не установлена. Серийное производство МиГ-29УБ началось в 1982 году на заводе «Сокол» в Горьком (ныне Нижний Новгород).
Посадка МиГ-29УБ из 28-го гвардейского Ленинградского ордена Кутузова III степени истребительного авиаполка. Необычна окраска самолета — пятна камуфляжа имеют цвет морской волны. |
МиГ-29С (изделие 9-1ЗС)
Вариант «9-13» с улучшенной РЛС и расширенным ассортиментом УР «воздух - воздух». В конце 1980-х годов в «9-1 ЗС» модернизировано два самолета. Построено порядка 50 самолетов для ВВС РФ и на экспорт.
МиГ-29СЭ
Экспортный вариант МиГ-29С.
МиГ-29СД
«9-12» с обновленным составом БРЭО. Первым в семействе МиГ-29 оснащен системой дозаправки в воздухе. Во второй половине 1990-х годов до уровня «СД» доработаны 1 б «9-12» ВВС Малайзии.
МиГ-29СМ
(изделие 9-13 СМ)
МиГ-29СМ, в отличие от «СЭ», позиционировался как многоцелевой истребитель-бомбардировщик, способный нести высокоточное оружие класса «воздух - поверхность». Известно несколько демонстраторов МиГ-29СМ, модернизированных из ранее построенных «9-13».
МиГ-29 («9-13») из 28-го гвардейского авиаполка. Под крылом подвешены дополнительные топливные баки. |
МиГ-29 (изделие 9-14)
Прототип многоцелевого истребителя- бомбардировщика выполнил первый полет в 1985 году, в серию не передавался.
МиГ-29М, МиГ-29МЭ, МиГ-33 (изделие 9-15)
Самолет «изделие 9-15» представляет собой второе поколение в семействе МиГ-29, от более ранних машин он отличается во многих отношениях. Радикально изменилась конструкция планера, которая стала главным образом сварной. Исключены верхние воздухозаборники на корневых наплывах крыла, количество под- крыльевых пилонов доведено до восьми. Масса подвесного вооружения составляет 4500 кг. Установлена аналоговая электро- дистанционная система управления и РЛС «Жук». Обновлен состав приборного оборудования. В СУВ интегрированы управляемое вооружение класса воздух - поверхность. Всего было построено шесть прототипов самолета «изделие 9-15», первый полет выполнил 25 апреля 1986 года летчик-испытатель В.Е. Меницкий.
МиГ-29УБ и МиГ-29 («9-13») пилотажной группы «Стрижи». |
МиГ-29СМТ
(изделия 9-17, 9-18, 9-17)
Обвал финансирования оборонной промышленности в 1 990-х годах похоронил надежду на запуск в серийное производство самолетов МиГ-29М. Как менее дорогая альтернатива МиГ-29М в ОКБ разработана модификация МиГ-29СМТ. Самолет предназначался для замены состоявших на вооружении российских ВВС истребителей-бомбар- дировщиков МиГ-27 и Су-17. В вариант МиГ-29СМТ для ВВС РФ предполагалось модернизировать ранее построенные «9-13», программа была свернута. «9-18» и «9-19» разработаны для экспорта. Первые МиГ-29СМТ были поставлены на экспорт в Йемен («9-18», 2002 год) и Алжир («9-19», 2007 год), но сделка с Алжиром обернулась скандалом - все самолеты были возвращены России и поступили на вооружение ВВС РФ.
Истребители МиГ-29СМТ поступили на вооружение 14-го гвардейского Ленинградского Краснознаменного ордена Суворова III степени истребительного авиационного полка. На снимке — спарка МиГ-29УБТ. |
МиГ-29УБТ
(изделия 9-52, 9-53)
Двухместный учебно-тренировочный вариант МиГ-29СМТ.
Многоцелевой истребитель МиГ-35. В отличие от МиГ-29УБ двухместный МиГ-35 является полноценным боевым самолетом. |
МиГ-29КВП
(изделие 9-18)
В вариант МиГ-29КВП был модернизирован прототип «изделия 9-12». Работы проводились в рамках программы создания истребителя корабельного базирования для авианосцев проекта 11345. Установлен тормозной гак, усилена конструкция планера и шасси. Результаты испытаний использованы при разработке истребителя корабельного базирования МиГ-29К.
МиГ-29К (изделие 9-З1)
Самым заметным внешним отличием МиГ-29Кот МиГ-29КВП является крыло большего размаха и большей площади со складывающимися консолями. БРЭО аналогично используемому на МиГ-29М. Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе. Построено два прототипа истребителя МиГ-29К.
МиГ-29К на палубе ТАКР «Адмирал Кузнецов», 1990-е годы |
МиГ-29УВТ
Одноместный сверхманевренный истребитель с двумя ТРДДФ с отклоняемым в двух плоскостях вектором тяги. В прототип в 2001 году доработан четвертый опытный МиГ-29М. МиГ-29УВТ оснащен двигателями с управляемым вектором тяги.
МиГ-29М2 (МиГ-35, изделия 9-61 и 9-67)
Одноместный («9-61») и двухместный («9-67») - сверхманевренные многоцелевые истребители-бомбардировщики. МиГ-35 относится к поколению истребителей «4++».
МиГ-29К (изделие 9-41)
Ренессанс корабельного МиГ-29 связан с модернизацией ТАКР «Адмирал Горшков» в «нормальный» авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии. ВМС Индии заказали 1 б МиГ-29К. Состав БРЭО полностью обновлен. Существуют планы закупки МиГ-29К для морской авиации России.
МиГ-29КУБ
(изделие 9-47)
Двухместный вариант «изделия 9-41» с полноценными боевыми возможностями, заказан ВМС Индии.
В Белоруссии разработан усовершенствованный вариант МиГ-29БМ, собственные обозначения получали модернизированные самолеты ВВС третьих стран.
Истребитель МиГ-29МЭ является экспортным вариантом самолета МиГ-29М, также известного как МиГ-33.
МиГ-29 («9-13») на взлете |
Комментариев нет:
Отправить комментарий