В СССР работы в области СВВП перешли в практическую стадию в 1956 году - начались летные испытания экспериментального вертикально взлетающего аппарата «Турболет» конструкции А.Н. Рафаэлянца.
Следующим шагом к полноценному СВВП стал экспериментальный самолет Як-З6. Проектирование самолета началось согласно постановлению СМ СССР от 30 октября 1961 года, которое предусматривало разработку одноместного истребителя-бомбардировщика с двумя подъемно-маршевыми двигателями. Проектно-конструкторские работы по Як-36 начались в 1962 году. Силовая установка состояла из двух ТРД Р27-300 тягой по 5300 кгс, оснащенных поворотными насадками на соплах. Испытания Як-36 на режиме висения проводились в 1963 году (летчик-испытатель Ю.А. Гарнаев), а в марте 1964-го летчик-испытатель В.Г Мухин выполнил на Як-36 первый полет по полному профилю — с вертикальным взлетом, горизонтальным полетом посамолетному и вертикальной посадкой. Публичный показ Як-36 состоялся на авиационном параде в Домодедово в 1967 году.
Первый советский СВВП Як-38, снимок предположительно сделан во время подготовки к воздушному параду в Домодедово, 1967 год. |
ВВС заинтересованности в Як-36 не проявили. Объективно, Як-36 в силу неспособности нести сколь-нибудь существенную боевую нагрузку боевым самолетом стать не мог. Предложение А.С. Яковлева о постройке опытной серии из 10-12 машин поддержки «в верхах» не получило.
Успех или неуспех любого летательного аппарата во многом определяется силовой установкой. Поэтому А.С. Яковлев настаивал
на создании нового подъемно-маршевого двигателя, но на его разработку с чистого листа требовалось несколько лет. Альтернативный вариант СВВП с комбинированной силовой установкой из одного подъемномаршевого ТРД Р27В-300 и двух подъемных двигателей РД36-35ФВ предложила группа конструкторов яковлевской фирмы во главе с С.Г Мордвиновым.
25 января 1968 года маршал авиации К.А. Вершинин утвердил тактико-технические требования к легкому штурмовику вертикального взлета и посадки Як-З6М. Самолет предназначался как для ВВС, так и для ВМФ, но вскоре единственной заинтересованной в самолете стороной остался флот. Государственные испытания морского Як-З6М проходили в ГНИКИ ВВС.
Стендовые испытания первого Як-36М начались в апреле 1970 года, а в сентябре того же года на нем выполнили первое свободное висение (до этого висения отрабатывали на стенде - «на привязи»). Первый полет летчик-испытатель В.Г Мухин выполнил на втором опытном Як-36М 2 декабря 1970 года с выполнением взлета по-самолетному и укороченной посадкой. Первый полет по полному профилю с вертикальными взлетом и посадкой выполнил 25 февраля 1972 года летчик-испытатель М.С. Дексбах.
Самолеты Як-36 и Як-38 в экспозиции музея ВВС в Монино |
Взлетев утром 18 ноября с аэродрома Кировское, М.С. Дексбах выполнил посадку на палубу крейсера «Москва». По приказу командующего авиацией ВМФ маршала авиации И.И. Борзова в вахтенном журнале корабля была сделана запись: «День рождения палубной авиации». Первый полет по полному профилю с крейсера «Москва» М.С. Дексбах выполнил на Як-З6М 22 ноября 1972 года.
На вооружение самолет Як-36М был принят под наименованием Як-38 в октябре 1976 года. Длительный период летных испытаний и доводки самолета объясняется, прежде всего, его новизной. В ходе испытаний не был потерян ни один опытный Як-36М.
Комментариев нет:
Отправить комментарий