Вид сбоку Як-38 из коллекции музея ВВС в Монино. Бортовые номера в строевых частях чаще были желтыми, чем красными. |
Одноместный легкий штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38 предназначен для поражения надводных и наземных целей днем в простых метеоусловиях и ведения визуальной разведки, самолет обладает ограниченными возможностями по уничтожению воздушных целей. Як-38 представляет собой цельнометаллический среднеплан нормальной аэродинамической схемы с комбинированной силовой установкой.
Фюзеляж:
Вид спереди Як-38 из коллекции музея ВВС в Монино, консоли крыла в сложенном положении. |
состоит из носовой и хвостовой частей. В носовой части размещены отсеки оборудования, герметичная кабина, отсек подъемных двигателей, топливный бак и отсек подъемно-маршевого двигателя. В хвостовой части расположены поворотные насадки подъемно-маршевого двигателя и топливный бак.
Крыло:
внешние секции стреловидного (стреловидность по передней кромке 45°) крыла с ярко выраженной отрицательной V-образностью (-6°) выполнены для удобства размещения на корабле складывающимися вверх. Неподвижная часть крыла снабжена щелевыми закрылками, имеющими два положения - 0° (убраны) и 35° (выпущены). Элероны установлены на складывающихся частях крыла.
Сопло носового струйного руля, Як-38 из Музея техники В. Задорожного. |
Правая основная опора шасси, вид от хвоста самолета |
Планер:
самолета выполнен, главным образом, из алюминиевых сплавов. Хвостовое оперение включает киль с рулем направления и стабилизатор с рулями высоты.
Шасси:
трехопорное, с носовой опорой полностью убирается в фюзеляж.
Все опоры шасси одноколесные. Для сокращения длины пробега в случае посадки по-самолетному используется тормозной парашют.
Силовая установка:
комбинированная, состоит из одного подъемно-маршевого турбореактивного двигателя Р27В-3000 и двух подъемных двигателей РД36-35ФВ.
Поворотные насадки подъемно-маршевого двигателя, Як-38 из коллекции Музея техники В. Задорожного. |
Два подъемных двигателя установлены тандемом под углом 10° к вертикали в фюзеляже за кабиной летчика и работают только на взлете и посадке. Воздухозаборники подъемных двигателей находятся в верхней части фюзеляжа и закрываются в горизонтальном полете створкой. Сопла двигателей закрываются в горизонтальном полете двумя створками.
Управление самолетом на режимах вертикального взлета и посадки и переходных режимах обеспечивается реактивной системой со струйными рулями, воздух для работы которых отбирается от подъемно-маршевого двигателя. Сопла струйных рулей расположены в законцовках крыла (по одному), в носовой и хвостовой частях фюзеляжа. Для управления самолетом в полете используется традиционная система с жесткой механической проводкой, в контур управления рулем высоты и элеронами включены необратимые гидроусилители. Струйная и механическая системы управления связаны между собой. Повышение эффективности управления самолетом по тангажу на режимах вертикального взлета и посадки достигается за счет изменения дифференциальной тяги подъемных и подъемномаршевого двигателей.
Кабина:
в герметичной кабине летчика установлено катапультное кресло К-З6ВМ, оборудованное автоматической системой принудительного катапультирования СК-ЭМ на переходных режимах, режимах вертикального взлета и посадки.
БРЭО:
Кабина летчика и носовая часть фюзеляжа. |
БРЭО:
на самолете Як-38 установлена система автоматического управления САУ-З6, состав бортового оборудования самолета обеспечивает выполнение полетов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Целевое оборудование включает оптический прицел АСП-ПФ-21 и контейнерную аппаратуру «Дельта-НГ2» радиокомандного наведения УР «воздух - поверхность» Х-23 (контейнер подвешивался на пилоне под крылом).
Вооружение:
Вооружение:
встроенного вооружения самолет не имеет. Для подвески вооружения предназначены четыре подкрыльевых пилона. В ассортимент подвесного вооружения входят унифицированные пушечные контейнеры УПК-23- 250 с пушкой калибра 23 мм, УР «воздух - воздух» Р-60, УР «воздух - поверхность» Х-23 и Х-25, блоки НАР различного калибра, свободнопадающие авиабомбы калибра до 250 кг, разовые бомбовые кассеты и зажигательные баки; предусмотрена возможность подвески дополнительных топливных баков емкостью по 500 л. Общая масса боевой нагрузки составляет 2000 кг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий