в Google+ Мы в Google+ Модификации Як-15 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

07.03.2013

Модификации Як-15

Одна из самых известных фотографий истребителя Як-15

Прототипы


Построено два опытных Як-1 5. Первый прототип после наземных испытаний от­правили на завод для доработки. На вто­ром прототипе изначально были установ­лены стальное колесо хвостовой опоры, жаропрочный стальной экран в нижней хвостовой части фюзеляжа, стабилиза­тор увеличенной площади. Первый полет прототип выполнил 24 апреля 1946 года. В августе 1946 года опытный Як-15 де­монстрировался на воздушном параде в Тушине.
Прототип Як-17УТИ в полете.

Як-15 малой серии


После воздушного парада в Тушине Ста­лин лично поставил задачу собрать к па­раду 7 ноября 1946 года 15 самолетов Як-15 в варианте без бронезащиты и во­оружения, с фюзеляжным баком увели­ченной емкости. Для серийного производ­ства Як-15 выбрали завод № 31 в Тбилиси, выпускавший истребители Як-3. Первый (№ 310002, борт «32») и последний само­лет малой серии (№ 310015, борт «35») были предъявлены на Государственные ис­пытания, вооружение этих машин состояло из одной пушки НС-23.

Серийные Як-15


На серийных Як-15 устранили большую часть замечаний, выявленных в ходе Го­сударственных испытаний. Часть самоле­тов ранней постройки не имела вооруже­ния вообще или оснащалась одной 23-мм пушкой. Серийное производство продол­жалось до 1947 года, построено порядка 280 самолетов.

Двухместный Як-15


Постановлением СНК СССР от декабря 1946 года предписывалось построить 25 Як-15 в двухместном учебно-трениро­вочном варианте Як-1 5В (В - вывозной), позже обозначение изменили на Як-21. Прототип был построен в Тбилиси, пер­вый полет выполнил 5 апреля 1947 года.

В серию самолет не передавался, так как к этому времени был готов более совер­шенный двухместный Як-21Т.

Як-17-РД10 


В 1946 году был спроектирован улучшен­ный вариант - Як-15 улучшенной аэроди­намики, с крылом, набранным из тонких профилей и измененным хвостовым опе­рением; в кабине установили катапультное кресло, лобовое остекление козырька фо­наря кабины выполнили из бронестекла. Основные опоры шасси убирались в фю­зеляж. Осенью 1946 года на самолете вы­полнили несколько рулежек, но в воздух машину поднимать не стали по причине бесперспективности шасси с хвостовой опорой.
Крыло опытного Як-17-РД10 было набрано из тонких профилей и не позволяло разместить в нем основные опоры шасси в убранном положении. Основные опоры шасси убирались в фюзеляж. Самолет не выполнил ни одного полета, так как бесперспективность для реактивной машины схемы с хвостовой опорой шасси стала очевидной

Як-17 (Як-15У)


Разработка Як-15У (У — улучшен­ный) велась параллельно с работами по Як-15В и Як-17РД-10. Главным отли­чием Як-1 5У стало шасси с носовой опо­рой. Носовая опора убиралась в фюзеляж не полностью. На самолете установили хвостовое оперение увеличенной площа­ди и измененной формы. На концах кры­ла предусмотрена возможность установки подвесных топливных баков вместимо­стью по 331 кг керосина. Изменен фонарь кабины. В прототип Як-1 5У передела­ли серийный истребитель. Первый полет на прототипе выполнил летчик-испытатель ГС. Климушкин в июне 1947 года. В авгу­сте самолет демонстрировался на воздуш­ном параде в Тушине. Под обозначени­ем Як-17 истребитель запустили в серию на заводе № 31. Серийный выпуск про­должался до 1949 года.
Прототип истребителя Як-17 на аэродроме ЛИИ в Жуковском
Прототип истребителя Як-17. Вид сбоку.

Як-17УТИ (Як-21Т)


Изначально двухместный учебно-трени­ровочный вариант истребителя Як-15У имел обозначение Як-21Т. Первый по­лет на Як-21Т выполнил в мае 1947 года летчик-испытатель ГС. Климушкин. Во­оружение на прототипе не устанавлива­лось. От Як-15У спарка отличалась нали­чием второй кабины. Обе кабины закрыты общим каплеобразным фонарем. По результатам Государственных испытаний на спарку рекомендовали установить одну пушку НС-23. В 1947 году самолет запу­стили в серийное производство на заво­де №31 под обозначением Як-17УТИ.

Як-17УТИ стал первым советским учебно­тренировочным реактивным самолетом. Он отличался от Як-21Т заново спроекти­рованным фонарем кабины более углова­той формы с двумя сдвижными сегмента­ми и измененным хвостовым оперением. Фактически истребитель Як-17 и спар­ка Як-1 7УТИ представляют собой новые самолеты, а не модификации истребителя Як-15. Всего построено 430 Як-17 и Як-17УТИ.
Истребитель Як-17 в полете, под законцовками крыла подвешены дополнительные топливные баки.

Производство по лицензии


В 1949-1950 годах велась подготовка лицензионного производства самолетов Як-17 под обозначением G-1 «WSK PZL» в Мелеце, Польша, и двигателей РД-10 под обозначением G-2 на заводе в Жешу- ве. Ни одного истребителя G-1 построено не было, поскольку самолет к 1950 году однозначно устарел. Завод в Жешуве со­брал порядка 30 двигателей для посту­пивших на вооружение ВВС Польши под обозначением Як-17В учебно-тренировочных самолетов Як-17УТИ.

С сентября 1950 года предполага­лось начать сборку истребителей Як-17 и спарок Як-17УТИ под общим обозна­чением S-100 на заводе «Летов» в Пра­ге, но ни одного самолета построено не было.

Истребитель Як-15 в полете. Фотографий самолетов данного типа почти не сохранилось. Первые реактивные истребители являлись оружием секретным, кроме того, они поступили на вооружение в годы, когда «шпиономания» достигла, пожалуй, своего пика.

По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск