Одна из самых известных фотографий истребителя Як-15 |
Прототипы
Построено два опытных Як-1 5. Первый прототип после наземных испытаний отправили на завод для доработки. На втором прототипе изначально были установлены стальное колесо хвостовой опоры, жаропрочный стальной экран в нижней хвостовой части фюзеляжа, стабилизатор увеличенной площади. Первый полет прототип выполнил 24 апреля 1946 года. В августе 1946 года опытный Як-15 демонстрировался на воздушном параде в Тушине.
Прототип Як-17УТИ в полете. |
Як-15 малой серии
После воздушного парада в Тушине Сталин лично поставил задачу собрать к параду 7 ноября 1946 года 15 самолетов Як-15 в варианте без бронезащиты и вооружения, с фюзеляжным баком увеличенной емкости. Для серийного производства Як-15 выбрали завод № 31 в Тбилиси, выпускавший истребители Як-3. Первый (№ 310002, борт «32») и последний самолет малой серии (№ 310015, борт «35») были предъявлены на Государственные испытания, вооружение этих машин состояло из одной пушки НС-23.
Серийные Як-15
На серийных Як-15 устранили большую часть замечаний, выявленных в ходе Государственных испытаний. Часть самолетов ранней постройки не имела вооружения вообще или оснащалась одной 23-мм пушкой. Серийное производство продолжалось до 1947 года, построено порядка 280 самолетов.
Двухместный Як-15
Постановлением СНК СССР от декабря 1946 года предписывалось построить 25 Як-15 в двухместном учебно-тренировочном варианте Як-1 5В (В - вывозной), позже обозначение изменили на Як-21. Прототип был построен в Тбилиси, первый полет выполнил 5 апреля 1947 года.
В серию самолет не передавался, так как к этому времени был готов более совершенный двухместный Як-21Т.
Як-17-РД10
В 1946 году был спроектирован улучшенный вариант - Як-15 улучшенной аэродинамики, с крылом, набранным из тонких профилей и измененным хвостовым оперением; в кабине установили катапультное кресло, лобовое остекление козырька фонаря кабины выполнили из бронестекла. Основные опоры шасси убирались в фюзеляж. Осенью 1946 года на самолете выполнили несколько рулежек, но в воздух машину поднимать не стали по причине бесперспективности шасси с хвостовой опорой.
Як-17 (Як-15У)
Разработка Як-15У (У — улучшенный) велась параллельно с работами по Як-15В и Як-17РД-10. Главным отличием Як-1 5У стало шасси с носовой опорой. Носовая опора убиралась в фюзеляж не полностью. На самолете установили хвостовое оперение увеличенной площади и измененной формы. На концах крыла предусмотрена возможность установки подвесных топливных баков вместимостью по 331 кг керосина. Изменен фонарь кабины. В прототип Як-1 5У переделали серийный истребитель. Первый полет на прототипе выполнил летчик-испытатель ГС. Климушкин в июне 1947 года. В августе самолет демонстрировался на воздушном параде в Тушине. Под обозначением Як-17 истребитель запустили в серию на заводе № 31. Серийный выпуск продолжался до 1949 года.
Прототип истребителя Як-17 на аэродроме ЛИИ в Жуковском |
Прототип истребителя Як-17. Вид сбоку. |
Як-17УТИ (Як-21Т)
Изначально двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя Як-15У имел обозначение Як-21Т. Первый полет на Як-21Т выполнил в мае 1947 года летчик-испытатель ГС. Климушкин. Вооружение на прототипе не устанавливалось. От Як-15У спарка отличалась наличием второй кабины. Обе кабины закрыты общим каплеобразным фонарем. По результатам Государственных испытаний на спарку рекомендовали установить одну пушку НС-23. В 1947 году самолет запустили в серийное производство на заводе №31 под обозначением Як-17УТИ.
Як-17УТИ стал первым советским учебнотренировочным реактивным самолетом. Он отличался от Як-21Т заново спроектированным фонарем кабины более угловатой формы с двумя сдвижными сегментами и измененным хвостовым оперением. Фактически истребитель Як-17 и спарка Як-1 7УТИ представляют собой новые самолеты, а не модификации истребителя Як-15. Всего построено 430 Як-17 и Як-17УТИ.
Истребитель Як-17 в полете, под законцовками крыла подвешены дополнительные топливные баки. |
Производство по лицензии
В 1949-1950 годах велась подготовка лицензионного производства самолетов Як-17 под обозначением G-1 «WSK PZL» в Мелеце, Польша, и двигателей РД-10 под обозначением G-2 на заводе в Жешу- ве. Ни одного истребителя G-1 построено не было, поскольку самолет к 1950 году однозначно устарел. Завод в Жешуве собрал порядка 30 двигателей для поступивших на вооружение ВВС Польши под обозначением Як-17В учебно-тренировочных самолетов Як-17УТИ.
С сентября 1950 года предполагалось начать сборку истребителей Як-17 и спарок Як-17УТИ под общим обозначением S-100 на заводе «Летов» в Праге, но ни одного самолета построено не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий