Использование боевых самолетов не только для бомбардировки, но и штурмовки, то есть обстрела вражеских войск с воздуха, началось еще в годы Первой мировой войны. Тогда в качестве штурмовиков пытались применять истребители и легкие одномоторные бомбардировщики, однако сразу выяснилось, что эти самолеты на малых высотах очень уязвимы от зенитного огня. Порой одной пули было достаточно, чтобы такой «штурмовик» рухнул на землю.
Закономерно возникла идея прикрывать жизненно важные части штурмовых аэропланов броневыми листами. Так появились первые специализированные штурмовики - немецкий Junkers J-I и английский Sopwith Salamander. Их приняли на вооружение, однако из-за большой массы брони в сочетании с относительно слабыми моторами летные данные этих машин были удручающими, поэтому широкого распространения они не получили.
Авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, снимок времен войны. |
О бронированных штурмовиках надолго забыли, а вспомнили почти через 20 лет в СССР. Опыт испанской гражданской войны, в которой участвовали советские самолеты и летчики, вновь наглядно показал, что ударные самолеты поля боя несут тяжелые потери от огня с земли. В этой связи авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин выдвинул инициативу вернуться к концепции бронированного штурмовика, но уже на новом техническом уровне.
В начале февраля 1938 года он отправил на имя И.В. Сталина, В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича и тогдашнего начальника ВВС Локтионова докладную записку, в которой, в частности, говорилось: «При современной глубине обороны и организованности войск, огромной мощности их огня штурмовая авиация будет нести очень крупные потери. (...) Поэтому сегодня назрела необходимость создания бронированного штурмовика или, иначе говоря, - летающего танка, у которого все жизненные части забронированы. (...) Задача создания бронированного штурмовика исключительно трудна и сопряжена с большим техническим риском, но я с энтузиазмом и полной уверенностью в успехе берусь за это дело». К записке прилагался эскизный проект будущей машины.
Серийное производство Ил-2 на авиазаводе №18 в Воронеже, осенью 1941 года этот завод был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара), где вскоре возобновил сборку Илов. |
Сроки были поставлены довольно жесткие - всего за восемь месяцев требовалось пройти долгий путь от эскизного проекта до готового изделия. Но, как это нередко бывало, выдержать столь высокие темпы не удалось, прежде всего, из-за отсутствия подходящего двигателя и неотработанности технологии изготовления штампованных броневых листов сложной формы. Только в марте 1939 года мотор АМ-35, предназначенный для установки на штурмовик, успешно прошел испытания, а 2 октября самолет, получивший заводское обозначение ЦКБ-55 (ЦКБ - Центральное конструкторское бюро) и военное - БШ-2 (бронированный штурмовик второй), совершил свой первый полет под управлением летчика-испытателя Виктора Коккинаки.
Планер Ил-2 проходит статические испытания на прочность в Цен¬тральном аэрогидродинамическом институте. |
Как и предусматривалось первоначальным проектом, ЦКБ-55 был двухместным: за бронекабиной пилота располагалась также бронированная кабина воздушного стрелка, который должен был защищать машину от атак вражеских истребителей. Однако в дальнейшем судьба распорядилась так, что самолет пошел в серию и вступил в бой в одноместном варианте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий