Истребитель Ла-5 — одноместный свободнонесуиций моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной.
Фюзеляж: смешанной конструкции. Его передняя часть представляла собой моторную раму и оружейный лафет, сваренные из стальных труб и покрытые дюралевыми капотами. Центральная и задняя часть - деревянный полумонокок овального сечения. Каркас состоял из сосновых лонжеронов, шпангоутов и стрингеров. Обшивка, выклеенная на болванке из нескольких слоев березового шпона, крепилась к каркасу на клею, снаружи обклеивалась тканью, шпаклевалась и красилась. Толщина обшивки постепенно уменьшалась от 9,5 мм в районе кабины до 4,5 мм в хвосте. Кабину покрывал фонарь из плексигласа со сдвигаемой назад центральной частью. Кресло пилота было защищено стальной бронеспинкой. С октября 1942 года лобовую панель козырька кабины делали из бронестекла типа триплекс толщиной 55 мм.
Как видно на снимке, лобовое бронестекло кабины Ла-5Ф и Ла-5ФН состояло из двух плит прозрачной брони-триплекса, установленных в металлической раме одна над другой. |
Крыло: цельнодеревянное, разъемное, трехсекционное, двухлонжеронное. Лонжероны коробчатого сечения состояли из сосновых стенок и полок из дельта-древесины. Стыковые нервюры центроплана и консолей дюралевые, остальные - деревянные. Обшивка крыла фанерная, обклеенная тканью. Крыло снабжено элеронами с дюралевым каркасом и полотняной обшивкой, а также дюралевыми закрылками и предкрылками, которые выпускались автоматически при выходе на закритические углы атаки. В стыках крыла с фюзеляжем были установлены алюминиевые обтекатели (зализы), а стыки между центропланом и консолями закрыты дюралевыми лентами на винтах.
Установка синхронных пушек ШВАК на Ла-5ШН. |
Оперение: свободнонесущее, киль выклеен из сосны и шпона зацело с фюзеляжем. Деревянный стабилизатор с фанерной обшивкой крепился к фюзеляжу на болтах. Рули с весовой и аэродинамической компенсацией имели металлический каркас и полотняную обшивку. Левый руль высоты снабжен управляемым триммером.
Силовая установка: двухрядный 14-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения М-82 с металлическим трехлопастным винтом автоматически изменяемого шага ВИШ-105 диаметром 3,1 м. Топливо размещалось в пяти протестированных бензобаках (три - в центроплане и два - в консолях) общим объемом 760 л, расположенных между лонжеронами в фанерных кессонах. По мере выработки топлива баки заполнялись нейтральным газом для исключения воспламенения паров бензина при прострелах. Маслобак установлен в фюзеляже перед кабиной, а маслорадиатор - в обтекаемой дюралевой гондоле под капотом в районе передней кромки крыла.
Шасси: трехстоечное, классической схемы, с хвостовым колесом. Все стойки шасси убирающиеся. Основные стойки убирались с помощью гидроприводов в ниши центроплана по направлению к оси самолета, а хвостовая стойка - поворотом назад в фюзеляж. В убранном состоянии основные стойки полностью, а колеса до половины закрывались алюминиевыми створками.
Приборная панель Ла-5ФН. Сверху видны ручки для перезарядки пушек и набитый шерстью кожаный валик, предохраняющий летчика от удара головой об прицел при аварийных посадках. |
Гондола маслорадиатора и ниша основной стойки шасси. Интересно, что на этом снимке видны внутренние щитки шасси, крепящиеся к днищу фюзеляжа, которых не было на серийных модификациях Ла-5. Вероятно, это экспериментальная машина, в серии такие щитки появились только на Ла-7 |
Пропеллер BИШ-105 с коком и храповиком для автостартера на макете Ла-5, стоящем в экспозиции московского музея Великой Отечественной войны |
Комментариев нет:
Отправить комментарий