в Google+ Мы в Google+ Модификации ЛаГГ-3 ~ Легендарные самолеты

Social Icons

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

02.05.2013

Модификации ЛаГГ-3

Первый серийный ЛаГГ-3 фото
Первый серийный ЛаГГ-3, собранный на горьковском авиазаводе №21 в феврале 1941 года.

И-301 (ЛаГГ-1)


Два прототипа, которые проходили испы­тания в 1940-1941 годах. Их характерной особенностью была очень тщательная от­делка поверхности. Для снижения аэроди­намического сопротивления и улучшения летных данных эти самолеты целиком по­крыли лаком и отполировали до зеркаль­ного блеска.

И-301 был оснащен двигателем Климо­ва ВК-105 П мощностью 1050 л. с. Топливо размещалось в трех баках - фюзеляжном и двух центропланных. Консольные баки отсутствовали, поэтому дальность полета не превышала 560 км.

Вооружение было исключительно мощ­ным: 23-мм мотор-пушка Таубина МП-6, установленная между блоков цилиндров двигателя и стрелявшая сквозь полый вал винта, два крупнокалиберных синхрон­ных пулемета БС и два синхропулемета ШKAC калибра 7,62 мм. Все вооружение размещалось в носовой части фюзеляжа.

По огневой мощи И-301 превосходил все тогдашние советские одномоторные истре­бители.

ЛаГГ-3 1-й серии


Когда И-301 уже проходил испытания, ВВС выдвинули требование увеличить даль­ность его полета до 900 км. Конструкторам пришлось срочно переделывать крыло для размещения в нем еще двух бензобаков. Это привело к увеличению взлетной мас­сы и без того довольно тяжелой машины. Дополнительный вес дала бронеспинка, радиостанция и некоторое другое обору­дование, которое отсутствовало на про­тотипах. В результате летные данные по­низились, но все равно считались вполне приемлемыми. После переделок истреби­тель запустили в серию под обозначением ЛаГГ-3 на Горьковском авиазаводе №21, Таганрогском заводе № 31, Ленинград­ском заводе № 23 и Новосибирском заво­де № 153.

Серийные машины отличались от про­тотипов не только увеличенным запа­сом топлива, но и ослабленным воору­жением. Поскольку мотор-пушку Таубина так и не удалось довести до требуемого уровня надежности, ее заменили третьим крупнокалиберным пулеметом БК. Пер­вый ЛаГГ-3 был принят военными 24 фев­раля 1941 года, а всего до начала войны заводы успели сдать 322 самолета.
Освоение ЛаГГ 3 фото
Освоение ЛаГГ-3 в авиационных частях порой сопровождалось авариями из-за отказов техники или ошибок пилотов. У этого ЛаГГ-3 1-й серии летом 1941 года при посадке подломилось шасси.

ЛаГГ-3 4-й серии


Эта модификация появилась в середине 1941 года. Вместо центрального мотор-пулемета БК на нее установили мотор-пушку ШВАК калибра 20 мм, а один из синхрон­ных крупнокалиберных пулеметов (пра­вый) сняли для уменьшения веса. В итоге огневая мощь не возросла, а даже слегка уменьшилась.

ЛаГГ-3 8-й серии


Стремительное наращивание выпу­ска истребителей в 1941 году в сочета­нии с притоком на авиазаводы неквали­фицированных рабочих кадров привело к неизбежному падению качества сборки и отделки самолетов. Положение усугубля­лось возникшим дефицитом дельта-дре­весины, которую приходилось заменять обычной сосной и березой. В результа­те масса ЛаГГ-3 снова возросла, аэроди­намика ухудшилась, летные характеристи­ки упали.

Бороться с лишним весом попытались путем очередного ослабления воору­жения. На 8-й серии демонтировали синхронные пулеметы ШКАС, оставив только мотор-пушку и один крупнокали­берный БС. Таким образом, менее чем за год ЛаГГ из самолета с великолепной силой огня превратился в истребитель с довольно посредственным вооружени­ем. К сожалению, его «обезоруживание» ненамного улучшило летные данные. ЛаГГ-3 все равно весил почти на 300 кг больше, чем Як-1, которому он про­игрывал в скорости, маневренности и скороподъемности. Но хуже было то, что он уступал не только Яку, но и Мессершмитту, особенно его новой моди­фикации Bf 109F.

Самолет, ставший малопригодным для воздушных боев, решили приспосо­бить к атакам наземных целей. С этой це­лью ЛаГГ-3 8-й серии оснастили шестью подкрыльевыми пусковыми установками РО-82 для реактивных снарядов РС-82, а кроме того на часть машин вместо мо­тор-пушки ШВАК ставили пушку ВЯ кали­бра 23 мм, более подходящую для борьбы с бронетехникой.
ЛаГГ 3 фото
ЛаГГ-3 из 926-го авиаполка на аэродроме в Крыму, 1944 год. На борту самолета написано по-грузински «Советская Грузия». Судя по надписи и другим внешним признакам, это машина поздней серии, сделанная в Тбилиси. 

ЛаГГ-3 11-й серии


В результате дальнейших работ по пре­вращению ЛаГГа из «чистого» истреби­теля в легкий ударный самолет на ру­беже 1 941 -1942 годов появился ЛаГГ-3 11-й серии, оснащенный, поми­мо ракетного вооружения, бомбодержателями ДЗ-40 для двух бомб массой до 50 кг. На них же можно было крепить зажигательные авиационные приборы ЗАП-б, вмещавшие по 38 л огнесмеси либо подвесные баки на 80 л бензина. Одновременно с самолета исчезли кон­сольные бензобаки, а некоторые маши­ны вместо пусковых установок РО-82 на­чали оборудовать установками РО-132 для запуска более мощных реактивных снарядов PC-132.

Истребители-бомбардировщики 11 -й серии впервые приняли участие в боях на заключительном этапе битвы за Москву.
ЛаГГ 3 11-й серии фото
ЛаГГ-3 11-й серии с пусковыми установками для ракет РС-82 и подвесными топливными баками на подкрыльевых бомбодержателях ДЗ-40. На самолете сохранились остатки не до конца смытой зимней белой окраски. Вероятно, снимок сделан весной 1942 года. 
ЛаГГ 3 11-й серии на лыжах фото
ЛаГГ-3 11-й серии на лыжах и с пусковыми установками РО-82. На бомбодержателях ДЗ-40 укреплены зажигательные авиационные приборы ЗАП-6, предназначенные для выливания зажигательной смеси на вражеские позиции. 
Еще одно фото того же ЛаГГ 3
Еще один снимок того же ЛаГГ-3 с ЗАП-6. Вместо них на те же универсальные держатели можно было подвесить бомбы или выливные авиационные приборы ВАП-6М. содержащие боевые отравляющие вещества. Самолет с такими приборами проходил испытания, но на практике советские ВВС никогда не применяли химическое оружие

ЛаГГ-3 28-й и 33-й серий


Одновременно с созданием ударных мо­дификаций ЛаГГа разработчики ЛаГГ-3 упорно продолжали работу по увеличе­нию его боевого потенциала в качестве истребителя. В июне 1942 года начала выпускаться 28-я серия, оснащенная фор­сированным двигателем ВК-105 ПФ и но­вой радиостанцией РСИ-4. Вскоре за ней последовала серия 33 с винтом увеличен­ного диаметра ВИШ-105 СВ, раздельны­ми выхлопными патрубками, измененной формой воздухозаборников и руля на­правления.

Но все эти улучшения не могли устра­нить главный недостаток ЛаГГ-3 - он по- прежнему был слишком тяжел для своего мотора. Чтобы вдохнуть в машину новую жизнь требовалась радикальная замена силовой установки. В 1942 году Лавочкин произвел такую замену, благодаря чему родился истребитель Ла-5, однако это уже другая история.

К концу того же года производство ЛаГГ-3 свернули на всех авиазаводах, кро­ме 31 -го, который эвакуировали в Тбили­си. На этом предприятии имелось толь­ко деревообрабатывающее оборудование, поэтому оно не могло выпускать никаких самолетов, кроме ЛаГГов. Все дальнейшие версии ЛаГГ-3 создавались в КБ тбилис­ского завода.
Зимой 1941-1942 годов ЛаГГ 3 проходил испытания
Зимой 1941-1942 годов ЛаГГ-3 проходил испытания с неубирающимся лыжным шасси для использования на заснеженных аэродромах. Хотя лыжи для ЛаГГов некоторое время выпускались серийно, на фронте их использовали крайне редко, поскольку они очень сильно ухудшали летные данные самолета. Обычно снег на аэродромах укатывали, чтобы иметь возможность летать с колес.

ЛаГГ-3 34-й серии


Противотанковая модификация с мотор- пушкой НС-37 калибра 37 мм. Осенью 1942 года построено по разным данным от 40 до 65 штук.
ЛаГГ 3 с выпущенными шасси фото
ЛаГГ-3 с выпущенными шасси и щитками заходит на посадку, возвращаясь из боевого вылета

ЛаГГ-3 З5-й, 41-й и 66-й серий


С августа 1942 по март 1943 года в Тби­лиси выпускалась 35-я серия ЛаГГ-3 с уве­личенным водорадиатором, измененной формой воздухозаборников, автоматиче­скими предкрылками и убирающимся хво­стовым колесом. Затем ее ненадолго сме­нила 41 -я серия, на которой вновь усилили вооружение, вернув синхронные пулеме­ты ШKAC.

Наконец, последней серийной моди­фикацией стала 66-я. Она строилась с мая 1943-го по июнь 1944 года, когда выпуск ЛаГГ-3 окончательно прекратился. Внешне она отличалась новым фонарем каби­ны, унифицированным с Ла-5 и оснащен­ным лобовым бронестеклом. Кроме того, на ней облегчили силовой набор фюзеля­жа, вновь изменили форму воздухозабор­ников, установили зализы бомбодержа­телей и в очередной раз убрали пулеметы ШKAC . «66-я» стала самой легкой и аэродинамичной серийной версией ЛаГГ-3, но и она уже не могла сравниться с новыми Яками и Ла.

Всего в 1941-1944 годах были постро­ены 6528 истребителей ЛаГГ-3, причем максимальный объем выпуска приходился на 1942 год.
ЛаГГ 3 одной из поздних серий фото
ЛаГГ-3 одной из поздних серий, подбитый и совершивший вынужденную посадку в Карелии, за линией советско- финского фронта в 1943 году. В кабине сидит финский офицер, изучающий оборудование самолета.

«Самолет 105»


В октябре 1943 года В. П. Горбунов пред­принял последнюю попытку «омоложе­ния» ЛаГГ-3. По его проекту в Тбилиси построили два экземпляра самолета под индексом «105» с новыми фюзеляжами и каплевидными фонарями кабин, обе­спечивающими пилоту хороший обзор.

Но конструкция была все той же - дере­вянной, прежним оставался и двигатель. Вооружение первого прототипа состояло из мотор-пушки LUBAK и синхронного пу­лемета БС. На втором вместо ШВАК уста­новили пушку ВЯ.

Испытания, проходившие весной и в начале лета 1944-го, показали, что «105» не имел никаких преимуществ пе­ред новыми истребителями Яковлева, а потому на вооружение его не приняли.
«Самолета 105»
Второй экземпляр «Самолета 105» на испытаниях в НИИ ВВС, лето 1944 года. Хорошо заметно отличие в форме кабины этого истребителя от ЛаГГ-3. 


По теме:

Открыл для себя что-то новенькое? Поделись с друзьям:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 

Интересное!

О проекте

Легендарные самолеты - проект, рассказывающий о самых известных самолетах, составивших гордость отечественного самолетостроения с начала XX века до настоящих дней - истребителях, штурмовиках, бомбардировщиках, разведчиках, противолодочных и военнотранспортных самолетах. Проект охватит боевые самолеты, состоящие на вооружении России в Первой мировой войне, Второй мировой войне, в советский период и настоящее время.

Followers

twitterfacebookgoogle pluslinkedinrss feedemail

Поиск